Валёр


Валёр (фр. valeur — цена, ценность, качество; восходит к лат. valer — иметь силу, стоить) — в живописи или декоративной росписи — тональный нюанс, градации одного и того же хроматического тона (цвета) по светлоте. Во многих словарях и справочниках валёры связывают с мерой светотеневой моделировки изображаемых объектов[1], что в принципе расходится с пониманием валёров живописцами.

В живописной практике и науке о цвете — колористике — все хроматические тона различаются по светлоте, насыщенности и яркости. Кроме того, они подразделяются на тёплые (жёлтый, оранжевый, красный) и холодные (голубой, зелёный, синий, фиолетовый). Светлота хроматического тона зависит от качеств тепло-холодности (самыми светлыми являются тёплые тона), а практически, на палитре живописца, часто определяется количеством белой или чёрной краски, прибавляемой к основному тону. Иными словами цвет можно разбеливать или затемнять. В акварельной или темперной живописи это достигается количеством воды. Просвечивающая сквозь красочный слой бумага обеспечивает нужную светлотность тона.

То и другое не связано с передачей освещённости предмета, поскольку освещённые части отражают тон источника света (холодного неба или тёплого солнца), а тень окрашена рефлексами (отражениями) окружающей среды, что искажает собственный цвет предмета. Поэтому валёр, как свойство светлотности истинного тона изображаемого предмета, проявляется не на свету и не в тени, а только на так называемом светоразделе (границе света и тени). Именно это обстоятельство объясняет довольно сложное определение валёра, данное выдающимся французским живописцем Эженом Делакруа: «Окрашенный рефлексом полутон есть тот принцип, который должен доминировать, потому что именно он даёт верный тон — тот тон, который образует валёры, столь важные в предмете и придающие ему подлинную живость. Свет, которому в наших школах учат придавать такое же значение и который мы переносим на полотно одновременно с полутоном и тенью, на самом деле есть не что иное, как чисто случайное обстоятельство; цвет в настоящем смысле слова находится в окрашенном рефлексом полутоне»[2].