Иоакимовская летопись


Иоакимовская летопись, История Иоакима — условное название текста, известного из написанного русским историком XVIII века В. Н. Татищевым труда «История Российская» (1-й том, 4-я гл.). Сам Татищев писал, что текст был переписан им из трёх тетрадей (представляя собой выписки из сборника начала XVIII века[1]), содержавших, по его словам, копию фрагмента из древнего летописного свода[2].

Текст повествует о древнейшей истории Руси, заканчиваясь описанием событий крещения Новгорода[2]. Татищев писал, что летопись принадлежала первому новгородскому епископу Иоакиму[3] (ум. 1030). Выдержки содержат ряд уникальных сведений по ранней истории славян и Руси, которым не находится соответствия в других исторических источниках[2][1].

Иоакимовская летопись входит в число татищевских известий, текстов в составе «Истории Российской» Татищева, содержащих информацию, не имеющую аналогов в известных в настоящее время исторических источниках[4]. Происхождение и достоверность Иоакимовской летописи и татищевских известий в целом носят дискуссионный характер[4]; Иоакимовская летопись считается исследователями наиболее сомнительной частью этих известий[5]. В литературе вслед за Татищевым встречается мнение о принадлежности Иоакимовской летописи новгородскому епископу Иоакиму. Ряд учёных подвергают авторство новгородского епископа сомнению, но относят летопись к числу важных исторических источников[1] (П. А. Лавровский, Макарий (Булгаков), В. Л. Янин, С. Н. Азбелев[1] Б. А. Рыбаков и др.). Ряд других исследователей с начала XIX века считают летопись памятником XVII или XVIII веков и рассматривают её уникальные сведения как недостоверные[1] (Евгений (Болховитинов)[1], И. А. Линниченко, В. И. Григорович[2] и др.). Некоторые учёные считают Иоакимовскую летопись фальсификацией самого Татищева (Н. М. Карамзин, называвший её «шуткой» Татищева, Е. Е. Голубинский[2], А. П. Толочко[1]). Большинство исследователей считает Иоакимовскую летопись компиляцией местного историка конца XVII века, составленной в период возрождения новгородского летописания при патриархе Иоакиме[6] (С. К. Шамбинаго[2] и др.).

Татищев сообщал, что его свойственник Мелхиседек Борщов, архимандрит Бизюкова монастыря, передал ему три тетради с копией фрагмента из древнего, как писал Татищев, летописного свода: «письмо новое, но худое, склад старой, смешенной с новым»[2].