Ванини, Джулио Чезаре


Джу́лио Че́заре Вани́ни[2], (итал. Giulio Cesare Vanini, в монашестве — Габриеле, псевдоним Лючилио, 1585[3][4][…], Тауризано, Апулия[5] — 9 февраля 1619[6][7], Тулуза[5]) — итальянский философ-вольнодумец.

Родился в Тауризано недалеко от Лечче. Изучал философию и богословие в Риме, затем, после своего возвращения в Лечче, занялся изучением физики, набирающей популярность в эпоху Возрождения. Подобно Джордано Бруно, он был среди тех, кто атаковал старую схоластику и помог заложить основу современной философии. Ванини во многом похож на Бруно: вел такой же скитальческий образ жизни, развивал просветительские антиклерикальные идеи.

Из Неаполя он отправился в Падую, где попал под влияние александриста Помпонацци, которого он именовал своим духовным мастером. В Падуе Ванини изучал право и был назначен в сан священника. Впоследствии он путешествовал по Франции, Швейцарии и Нидерландам, распространяя антирелигиозные взгляды. В 1614 году Ванини был вынужден бежать из Лиона в Англию, но в Лондоне, по неизвестной причине был заключён в тюрьму на 49 дней.

Вернувшись в Италию, он пытался преподавать в Генуе, однако был снова увезён во Францию, где попытался снять с себя подозрения о публикации книги против атеистов «Амфитеатр вечного провидения» (1615 год). Хотя определения бога в ней были несколько пантеистические, книга является достаточно ортодоксальной. Но аргументы по большей части иронические и не могут быть приняты в качестве изложения его реальных взглядов. Карл Маркс, отмечая обстановку, в которой приходилось работать противникам церкви, писал о нём: «Разве не был сожжён Ванини несмотря на то, что он в своём «Театре мира», провозглашая атеизм, весьма старательно и красноречиво развивает все аргументы против атеизма? А разве Вольтер в своей книге «Библия, получившая, наконец, объяснение не проповедует в тексте безверие, а в примечаниях защищает религию»[8].

Ванини так и говорит об этом в своей второй (и последней опубликованной) работе «Об удивительных тайнах природы царицы и богини смертных» (Париж, 1616 год), которая, первоначально одобренная двумя докторами Сорбонны, была позднее пересмотрена и осуждена. Затем Ванини покинул Париж, в котором он пребывал в качестве капеллана при маршале де Бассомпьере, и начал преподавать в Тулузе.

Предосторожностями высказывает идеи об отрицании бессмертия души. Если бы душа была вечной, писал, - он, бог не преминул бы вернуть хотя бы одну из них для того, чтобы опровергнуть атеизм. Поэтому человеку не имеет смысла надеяться на потусторонний мир. Им были высказаны мысли о сходстве человека и обезьяны[9].