Ван-е


Культ (почитание) Ван-е (кит. 王爺信仰) — это культ, распространённый в провинции Фуцзянь и на Тайване. Центральными персонажами культа являются духи, божественные посланники, которые защищают человечество от невзгод и болезней. Имеет корни в даосской традиции и относится, по мнению исследователей, к «народному даосизму»[1]. Особенно распространён на юге Тайваня, где проводятся наиболее характерные и показательные церемонии почитания[2].

Ван-е (кит. 王爺; у Wángyé; пэвэдзи: Ông-iâ Ông-iâ) — дословно означает «князья», «почтенные господа», «почтенные цари», «тысячелетние», «совершенные правители»[1]. Это общее название малых божеств, духов, которые защищают людей от эпидемий и заразных болезней и служат посланниками верховных богов.

Историки отмечают, что традиция поклонения сущностям, которые оберегают от болезней, существовала в Китае уже во времена династии ханьской империи, а то и раньше[2]. Предположительно, культ прибыл на юг Тайваня с материкового Китая. Из юго-восточной провинции Фуцзянь, жители которой когда-то составили основную массу переселенцев на остров. О том, что традиция была завезена, свидетельствуют атрибуты культа, а именно небольшие размеры фигурок, изображающих ван-е. Они сохраняют свои малые размеры и в традиционном тайваньском исполнении, что, вероятно, говорит о том, что первоначальные фигурки были компактными, сделанными для путешествий[1].

Предположительно культ ван-е был перенесён на Тайвань в XVII—XVIII веках, когда острова активно осваивался китайскими переселенцами. Старейшим и главным храмом, связанным с традицией почитания ван-е является Дунлун (в городе Дунган (Тайвань)[англ.]), основанный в 1706 году. К XIX веку окончательно укоренилась праздничная традиция сжигания лодки — кульминационного символического действия, которым завершается многодневный религиозный фестиваль. Предполагается, что в XVIII—XIX столетия культы, связанные с ван-е, достигли наибольшей популярности. А сама традиция распространилась из Фуцзяня и Тайваня. Поклонение Ван-е и праздники сожжения лодок начали исчезать из широкой ритуальной практики в XX веке. Однако во время японской оккупации Тайваня культ здесь пережил новый расцвет[3].

Исследователи насчитывают несколько сотен представителей ван-е, которые принадлежат к многочисленному числу семей. В некоторых исследованиях говорится о трёх стах шестидесяти духах и ста тридцати двух семьях. Раз в три года десант из ван-е отправляется на Землю, чтобы буквально устроить охоту на болезни и невзгоды[4]. Исторически все ван-е разделяются на три типа:

В первую очередь это т. н. Пять комиссаров (ответственных лиц) по эпидемиям. Являются слугами Нефритового императора, у которого буквально несут службу в министерстве по эпидемиям[5][2].