Ван Дейк, Антонис


Сэр Антонис (Антун) Ван Дейк (нидерл. Anthony van Dyck; Antoon, Anthonis Vandyck, Antonio, Anthonie, Anton van Dyck; 22 марта 1599, Антверпен — 9 декабря 1641, Лондон) — фламандский живописец, рисовальщик и гравёр в технике офорта, мастер придворного портрета. Создатель жанровых разновидностей камерного (интимного) и парадного, репрезентативного портрета. После длительного пребывания в Италии Антонис Ван Дейк стал первым придворным живописцем английского короля Карла I (отсюда традиция писать его нидерландское имя по-английски: оба слова с прописной буквы). Он оказал значительное и длительное влияние на последующих английских художников-портретистов, таких как Питер Лели. Помимо портретов, которые современники ценили необычайно высоко, Ван Дейк также писал картины на библейские и мифологические сюжеты. Он был учеником и другом художника Питера Пауля Рубенса, от которого перенял технику и отчасти стиль.

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене (Брабант), в семье богатого торговца тканями. Его дед Антон (Antoon, 1529—1581), был художником, но открыл контору по торговле шёлком; после его смерти его жена Корнелия Прюйстинк продолжила дело мужа при поддержке сыновей Франческо и Фердинандо. Торговля оказалась прибыльной, у семьи были клиенты даже в Париже и Лондоне, а также в большинстве фламандских городов. Отец Антуна, Франсуа ван Дейк, в 1590 году женился во второй раз на Марии Кайперс. От брака с ней у него было двенадцать детей, из которых Антун Младший был седьмым. Он был крещён 23 марта 1599 года (под именем Антонио)[3].

По мере роста благосостояния семьи ван Дейки решили купить новый, просторный и роскошно обставленный дом «De Stadt van Ghendt», в котором даже была ванная комната. Антун оказался талантлив, и в 1609 году его отправили в мастерскую одного из лучших живописцев города Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты, декана гильдии Святого Луки, для изучения основ живописи и приобретения опыта[4].

С 1615 года у Ван Дейка уже была собственная мастерская в Антверпене совместно с Яном Брейгелем Младшим, где он создал серию картин «Головы апостолов»[5]. К его ранним работам относится «„Портрет семидесятилетнего мужчины“» (1613) и «Автопортрет» (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств)[6].