Ван Лоо, Шарль Андре


Шарль Андре ван Лоо, Карл Ванлоо (фр. Charles-André van Loo [ʃaʁl ɑ̃dʁe vɑ̃ lo], Carle Vanloo; 15 февраля 1705, Ницца — 15 июля 1765, Париж) — французский живописец академического направления, придворный художник эпохи рококо, любимец маркизы де Помпадур, «первый живописец» при дворе короля Людовика XV.

Ш.-А. ван Лоо происходил из старинной семьи художников Ван Лоо, выходцев из Фландрии. Известным художником был его старший брат Жан-Батист ван Лоо.

Шарль ван Лоо родился в Ницце, входившей тогда в герцогство Савойское. Отец мальчика, художник Луи-Абрахам ван Лоо скончался, когда тому было всего семь лет. Воспитывался в семье своего старшего брата Жана-Батиста, последовал за своим братом в Турин, а затем, в 1712 году, в Рим. Во время второго путешествия в Рим, в 1716—1718 годах, занимался живописью под руководством живописца Бенедетто Лути и скульптора Пьера Ле Гро. Был также учеником Пьера Гобера, придворного живописца короля Людовика XIV[1].

Покинув Италию в 1723 году, ван Лоо работал в Париже, учился в Королевской академии, где в 1723 году получил первую премию за рисунок, а в 1727 году — первую премию за «историческую живопись» — как и его будущий соперник Франсуа Буше. В 1724 году он получил Римскую премию за картину «Иаков убирает своё жилище перед отъездом в Вифлеем»[2].

Шарль Андре помогал своему старшему брату при выполнении различных заказов, в частности при реставрации картинной галереи замка Фонтенбло (1724). Первый заказ получил в 1725 году на картину «Восшествие Христа во храм» для зала капитула церкви Сен-Мартен-де-Шан. Работал также над созданием декораций для Парижской оперы.

После повторного посещения Турина в 1727 году художник был нанят королем Сардинии Виктором Амадеем II, для которого он написал серию картин, иллюстрирующих произведения Торквато Тассо. В 1728 году прибыл в Рим, одновременно с Франсуа Буше и со своими племянниками Луи Мишелем ван Лоо и Франсуа ван Лоо. В Италии он стал известен своим умением расписывать потолки в стиле «trompe-l’oeil» (с «обманом зрения» в перспективных ракурсах) на мифологические и религиозные сюжеты (например, «Прославление святого Исидора», 1729) и был замечен папой Бенедиктом XIII. Его самой важной работой этого периода остаётся «Эней, несущий Анхиса» (1729). В 1732 Шарль ван Лоо переехал из Рима в Турин, где работал для короля Пьемонта и Сардинии Карла Эммануила III, в том числе во дворце Ступиниджи, и создал серию из одиннадцати картин для королевского дворца в Турине на тему Торквато Тассо: «Освобождённый Иерусалим».