Варбург, Аби


А́би Ва́рбург, собственно А́брахам Мо́риц Ва́рбург (нем. Abraham Moritz Warburg; 13 июня 1866, Гамбург — 26 октября 1929, там же) — немецкий историк искусства, этнограф и культуролог, первым (1892) применивший иконологический метод искусствоведческого анализа произведений[к 1], создатель библиотеки, ставшей крупным исследовательским центром, носящим имя учёного — институтом Варбурга.

Происходил из семьи известных еврейских банкиров Варбургов, в XVI веке перебравшихся из Италии (Болонья) в Германию. Будучи старшим из пяти братьев, должен был унаследовать семейный бизнес. Однако Аби не стал продолжать фамильное дело — в возрасте 13 лет он решил посвятить себя изучению истории искусства и уступил права первородства своему младшему брату Максу (18671946), взяв с того обещание покупать все книги, какие Аби потребуются[4]. С 1886 года Варбург изучал историю искусства и археологию в Боннском университете, где отдавал предпочтение лекциям историка Карла Лампрехта, предлагавшего рассматривать произведения искусства как документы, являющиеся носителями визуальной информации об истории образования человечества, а также филолога Германа Узенера, изучавшего происхождение мифов. Летом 1888 года Варбург вместе с группой студентов посетил Флоренцию и там определился с направлением своей будущей работы — искусство итальянского Ренессанса — и первой темой в ней — творчество Боттичелли. Однако преподаватель Карл Юсти (автор знаменитых в то время книг о Винкельмане, Микеланджело и Веласкесе) отклонил формулировку темы о Боттичелли как не слишком интересную[к 2], после чего Варбург покинул Боннский университет и продолжил учёбу в Страсбурге[6].