Васан (идол)


Васан (араб. وَثَن‎) — в исламе: идолы, одно из основных обозначений языческих объектов поклонения в доисламской Аравии. Некоторые идолы упоминались в коранических аятах 19-23 суры Наджм, 22-23 суры Нух и 123—126 суры Ас-Саффат. Всего в Коране упоминаются имена 9 древнеарабских божеств. К идолам применялись также термины нусуб (мн. ч. ансаб) и санам (мн. ч. аснам).

Ансаб («неотесанные камни») — надгробные и разграничительные камни священной территории святилища, а также камни, на которые проливали кровь жертв, посвященных идолам. Древние арабы могли почитать такой камень как божество, но он редко становился постоянным объектом поклонения, так как на каждой стоянке кочевники выбирали себе в качестве божества новый камень[1].

В середине IV века в оседлой среде Аравии под воздействием в основном набатейцев и сиро-палестинских народов нусуб трансформировался в скульптурное изображение божества (санам или васан)[1]. Семантический анализ показывает, что слово санам имеет арамейское происхождение, а слово васан — эфиопское. Разница между значениями этих двух терминов практически нет. Ибн аль-Калби определял санам как идола, сделанного из дерева и металла, а васан — как каменную скульптуру. Однако в доисламской поэзии, Коране[2][3] и сборниках хадисов термины васан и санам взаимозаменяемы[4].

В доисламской Аравии существовало множество племенных божеств, к которым представители разных племен совершали паломничество. Считалось, что божество связано со своим почитателем отношениями покровительства (вала)[5], причем божество также нуждалось в помощи[6]. Считалось, что оскорбление языческого божества чревато тем, что оскорбивший мог заболеть проказой или сумасшествием. Ритуальная сторона культа заключалась в основном в жертвоприношении, обходе вокруг идола, гадании перед ним. В 35 аяте суры аль-Анфаль говорится о ритуальном свисте и хлопаньи в ладоши[7][4].