Васильев, Пётр Константинович


Васильев Пётр Константинович (26 января 1909, Санкт-Петербург, Российская империя — 9 июня 1989, Ленинград, СССР) — советский живописец, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР)[1], ветеран Великой Отечественной войны.

Родился 26 января 1909 года в Петербурге в рабочей семье. В 1930 году поступил на факультет живописи ИНПИИ. Занимался у Михаила Бернштейна, Александра Любимова, Владимира Серова, Аркадия Рылова. В 1938 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры по мастерской Исаака Бродского с присвоением звания художника живописи. Дипломная работа — картина «Проводы комсомольца на фронт в 1919 году»[2].

После окончания института был направлен преподавателем в Чувашию. Вернувшись в Ленинград, в 1939—1941 годах преподавал живопись в Таврическом художественном училище.

В июне 1941 года был призван в армию. Воевал на Ленинградском, Карельском и 3-м Украинском фронтах. Участвовал в освобождении Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Австрии. В 1942 году дважды был тяжело ранен. Награждён медалью «За оборону Ленинграда» (1943), орденом «Красной Звезды» (1945), медалями «За взятие Будапешта» (1945), «За взятие Вены» (1945), «За победу над Германией» (1945)[3].

Участвовал в выставках с 1938 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда[4]. Среди произведений, созданных Васильевым, картины «Десант моряков в районе реки Тулокса» (1944), «Бой за Вену»[5] (1945), «Первое знакомство (Из школы на ферму)»[6] (1961), «В ленинградском совхозе»[7] (1964). Писал также пейзажи и натюрморты: «Комарово»[8] (1955), «Натюрморт с книгой»[9], «Осенний пейзаж», «Цветы. Натюрморт»[10] (все 1956), «Выгон»[11] (1958), «Поздняя сирень»[12] (1966) и другие.

Живописная манера Петра Васильева характерна для воспитанников мастерской Исаака Бродского и строится на конструктивной роли рисунка, классически построенной композиции, искусной передаче тональных отношений и светотеневых контрастов. Художник использовал преимущественно широкое письмо и богатую палитру цветов. С 1946 года был членом Ленинградского Союза советских художников.