Вахта


Вахта (ср. нем. Wächter: вахтёр, сторож) — морской термин, многозначное понятие, которое может обозначать:

Вахта на корабле делится на общекорабельную и специальную. Специальная вахта несётся на командных пунктах и боевых постах (в боевых частях и службах), которые обеспечивают управление кораблем, наблюдение и применение оружия[4].

Также термин вахта может применяться по отношению к дежурству на различных объектах, требующих круглосуточного наблюдения или выполнения каких-либо работ. Например, можно применить термин к дежурству на котельной центрального отопления.

До конца XVIII века сутки на кораблях были разделены на восьмичасовые смены. Считается, что первым этот порядок изменил Джеймс Кук, который разделил команду своего корабля на две равные части и ввел четырехчасовые вахты. При необходимости выполнять какой-либо сложный маневр, связанный, например, с уборкой или постановкой парусов, на палубу вызывалась подвахтенная (отдыхающая) смена. В таком случае первая вахта работала на правом борту судна, а вторая — на левом. Ночные вахты назывались: «первая» (с 20.00 до 24.00), «средняя» (с 00.00 до 04.00), «утренняя» (с 04.00 до 08.00). При этом получалось, что одна из смен ночью работала на палубе восемь часов, а вторая — только четыре, при этом и днем после дежурства матросы первой вахты до темноты работали со всеми. Поэтому стали делить сутки не на шесть частей, а на семь: вахту с 16.00 до 20.00 разделили на две двухчасовые полувахты, благодаря чему каждую ночь часы смены сдвигались. Британцы называли двухчасовые полувахты «вахтой с обрезанным хвостом». Со временем в других странах стали вводить такой же порядок, однако система с полувахтами прижилась не везде[9].