Вега (концерн)


Скорых,Сергей Валерьевич (генеральный директор), Михеев, Вячеслав Алексеевич (генеральный конструктор)

Концерн радиостроения «Вега» — российское предприятие радиоэлектронного комплекса, головное предприятие дивизиона Холдинговой компании «Росэлектроника» Госкорпорации «Ростех», специализирующееся на разработке и производстве обширной номенклатуры современных радиоэлектронных изделий и систем военного и гражданского назначения. Под управлением концерна 19 организаций. Расположен в Москве (Кутузовский проспект, дом 34).

1 октября 1944 года постановлением ГКО СССР для разработки самолётных радиолокационных систем создано Центральное конструкторское бюро № 17 (ЦКБ-17) Наркомата авиационной промышленности. У истоков нового научного учреждения стояли заместитель председателя Совета по радиолокации академик А. И. Берг и нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин. Начальником ЦКБ-17 назначен Я. М. Сорин. 10 июля 1946 года предприятие переименовано в НИИ-17[1].

В 1946 году на работу в ЦКБ № 17 был приглашён крупнейший советский учёный в области антенно-фидерных устройств доктор технических наук, профессор А. А. Пистолькорс (с 1948 г. член-корреспондент АН СССР). Вместе со своим учеником и аспирантом Л. Д. Бахрахом (член-корреспондент АН СССР с 1966 г.) он основал и длительное время возглавлял признанную Академией наук СССР научную школу «Прикладная электродинамика, теория и техника антенно-фидерных и оптоэлектронных устройств» (широко известна как научная школа Пистолькорса-Бахраха). Научная деятельность школы продолжается учениками и последователями основателей. Всего в разные годы в Концерне «Вега» работали 6 академиков и членов-корреспондентов АН СССР и РАН (А. А. Пистолькорс, В. В. Тихомиров, А.Л. Микаэлян, Л. Д. Бахрах, А. П. Реутов, В. Ф. Штейншлегер, что является выдающимся достижением для неакадемических научно-исследовательских организаций.

В 1948 году прошёл государственные испытания радиолокационный комплекс «Рубидий» для самолёта Ту-4, созданный под руководством главного конструктора Я. Б. Шапировского[2]. Затем под руководством В. В. Тихомирова разработаны РЛС «Кадмий» и «Аргон» для бомбардировщика Ту-16, РЛС «Изумруд» для истребителя МиГ-17, а под руководством А. Б. Слепушкина — РЛС «Торий-А» для истребителя МиГ-15[3].

В 1949 году при НИИ-17 было создано летно-исследовательское подразделение, которое возглавила Герой Советского Союза В. С. Гризодубова. Позднее, к 1964 году, на базе этого подразделения и лётно-исследовательской станции КБ-1 Министерства вооружения создается лётно-испытательная и доводочная база № 1 (Кратовская ЛИиДБ), вошедшая в состав Научно-исследовательского лётно-испытательного центра (НИЛИЦ) НПО «Взлет» (ныне «ОАО ЛИИП им. В. С. Гризодубовой»)[4].