Ведров, Всеволод Симонович


Всеволод Симонович (Сергеевич) Ведров (6 февраля 1902[1], Москва[1] — 25 ноября 1983[1], Жуковский, Московская область[1]) — учёный в области аэродинамики, динамики полёта и лётных испытаний воздушных судов, Доктор технических наук (1944), профессор (1944), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1967)[2][3][4][5].

Родился 6 февраля 1902 года в Москве в многодетной семье купца, который через 6 лет после рождения сына оставил семью. Всеволод был младшим братом Николая Ведрова, врача дерматовенеролога. Работать начал в 14-летнем возрасте. После революции семья оказалась в Екатеринбурге, где Всеволод в 1920 году поступил в Уральский политехнический институт. Позднее семья вернулась в Москву и высшее образование он завершил в Московском высшем техническом училище, которое окончил в 1929 году[2][6].

Работать в ЦАГИ Ведров начал ещё во время учёбы в МВТУ в качестве техника-экспериментатора. По завершении учёбы продолжил работу инженером в Секции лётных исследований ЦАГИ, которой руководил А. В. Чесалов. В 1927—1934 годах принимал участие в составлении «Технической энциклопедии» в 26-и томах под редакцией Л. К. Мартенса, где был автором статей по тематике «авиация»[7]. К 1930 году наряду с М. А. Тайцем и Д. С. Зосимом стал одним из руководителей научных направлений работ секции[5][6].

В середине 1930-х годов повысились динамические характеристики самолётов (скорость и высота полёта, нагрузки на крыло), что привело к необходимости исследования условий флаттера, учёта сжимаемости воздуха. Методы введения поправок на сжимаемость воздуха были разработаны А. В. Чесаловым, а Ведров разработал теорию устойчивости самолёта при противофлаттерной балансировке руля высоты. В 1935 году в Трудах ЦАГИ была опубликована работа Ведрова и его коллег С. А. Коровицкого и Ю. К. Станкевича «Исследование штопора самолёта Р-5 в полёте», в которой были определены полные характеристики штопора этого самолёта и метод количественного нахождения траектории движения на всех участках штопора на основании записей бортовых приборов-самописцев[5].

Кроме того, в этот период Ведровым совместно с Г. С. Калачёвым и А. Л. Райх были выполнены исследования динамической устойчивости винтовых самолётов, ставшие основой для разработки и внедрения методов оценки динамической устойчивости. После обобщения результатов проведённых исследований динамики полёта в 1937 году была опубликована книга Ведрова «Динамическая устойчивость самолёта», заложившая научные основы для автоматизации управления полётом в отечественной авиации[5][8].

К началу 1940-х годов совместно с М. А. Тайцем и Г. С. Калачёвым Ведров обосновал необходимость и возможность сочетания лётного эксперимента с теоретическими исследованиями характеристик самолётов, для чего было предложено создать институт лётных исследований, впоследствии — Лётно-исследовательский институт (ЛИИ)[5][9].