Vaporwave


Вейпорвейв[1] (англ. vaporwave) — микрожанр электронной музыки, который появился в начале 2010-х годов и распространялся на следующие несколько лет среди различных интернет-сообществ. Он характеризуется ностальгическим или сюрреалистическим видением ретрокультурной эстетики (чаще всего, 1980-х и 1990-х годов) с её развлечениями, технологиями, культурой потребления, рекламой и многими стилями корпоративной и популярной музыки, таких как лаунж, смуф-джаз и музыка в лифте. Семпл является распространённой техникой в рамках жанра. Часто семплы имеют замедленный темп и пониженный тон, изменённый иногда в классическом стиле[2][3][4] chopped and screwed[en].

В визуальном оформлении исполнители часто используют такие образы, как классические скульптуры, веб-дизайн 1990-х годов, низкополигональные компьютерные рендеры, глитч-арт, видеомагнитофон, кассеты, восточно-азиатское искусство и киберпанк[5]. Визуальный стиль vaporwave, как видно из обложек альбомов и видеороликов, обычно называют эстетичным (название часто стилизуется как AESTHETICS с полноширинными символами)[6].

Многие музыканты в рамках жанра считали, что главным его элементом является сатирическое, но не обязательно критическое суждение потребительского капитализма и массовой культуры[2]. В русскоязычных фан-сообществах название «вейпорвейв» намеренно коверкается и произносится как «вапорвейв». В названиях треков и альбомов часто специально нарушаются правила грамматики, пунктуации и орфографии[7].

Вейпорвейв возник как интернет-стиль, отделившийся от работ артистов в стиле гипнагоджик-поп (такие артисты, как Ариэль Пинк и Джеймс Ферраро)[8]. Альбом Дэниела Лопатина Chuck Person's Eccojams Vol. 1 2010 года выпуска, Far Side Virtual Джеймса Ферраро и Floral Shoppe от Macintosh Plus[9] часто называют ключевыми для развития данного жанра[10][11][12]. Стиль получил новый виток поджанра вейпортрэп, когда в 2012 году Blank Banshee добавил трэп-ударные[13]. Альбом от Saint Pepsi 2013 года Hit Vibes[14] впервые создал поджанр фьюче-фанк, использованный в 2014 году музыкантами Macross 88-92 и Yung Bae.

В 2015 году журнал Rolling Stone описал группу 2814 как одного из «10 исполнителей, которых нужно знать» со ссылкой на их альбом Atarashii Hi no Tanjō (яп. 新しい日の誕生 — «Рождение нового дня»)[15]. В том же году альбом I’ll Try Living Like This от death’s dynamic shroud.wmv стал пятнадцатым в списке «50 лучших альбомов 2015 года»[16].

В 2015 году MTV использовали ребрендинг, сильно вдохновлённый вейпорвейвом и сипанком[17], а Tumblr запустил Tumblr TV, явно вдохновлённый стилем MTV 90-х[18].