Веклич, Владимир Филиппович


Владимир Филиппович Веклич (8 ноября 1938, с. Чернещина, Зачепиловский район, Харьковская область10 августа 1993, Киев)[1] — советский и украинский учёный-инженер, изобретатель троллейбусного поезда[2], комплексов и устройств для диагностики технического состояния троллейбусов[3][4], учёный в области городского электрического транспорта, доктор технических наук, редактор, член отраслевых академий Украины и России[5].

Родился в многодетной крестьянской семье[9]. В 1955 с серебряной медалью закончил Руновщанскую среднюю школу и поступил в Харьковский институт инженеров коммунального строительства, который окончил с отличием в 1960 году[10]. Трудовую деятельность начал заместителем начальника технического отдела[11], затем работал главным инженером службы подвижного состава Киевского трамвайно-троллейбусного управления[12].

В 1963 году совместно с И. А. Кацовым и И. К. Погребным соединил вагоны Tatra T2 (а затем и Tatra T3) в двух и трёх составные трамвайные поезда управляемые по системе многих единиц[13], на которых в Киеве, впервые в СССР, была осуществлена массовая перевозка пассажиров[14].

10 июля 1964 года[15] возглавил Октябрьское троллейбусное депо. В депо впервые в бывшем СССР внедрил дневной технический осмотр троллейбусов с 4-дневным циклом[16] вместо ежесуточного ночного[17]. Это нововведение обеспечило резкое повышение качества технического обслуживания и надежности подвижного состава[5]. Со временем новая технология и организация[18] технологического обслуживания была распространена во всех республиках бывшего СССР[19][20][21][22].

Следующим шагом молодого 26-летнего директора-новатора[23] стало создание троллейбусного поезда[24]. На изобретение его мотивировал большой дефицит водителей, необходимость повышения рентабельности перевозок[25] и наличие маршрутов с чрезвычайно большим пассажиропотоком[26] (которые преимущественно проходили по загруженным улицам с ограниченной пропускной способностью), с которым не могли справиться одиночные троллейбусы[27]. Решить эти проблемы можно было только применив троллейбусные поезда[19]. На это изобретателю понадобилось два года настойчивой работы, исследований и испытаний своей системы[28].

Первый в мировой практике троллейбусный поезд[29] был создан Владимиром Филипповичем[12] в киевском депо № 2[30] из двух троллейбусов марки МТБ-82/82Д[31]. (На рельсовом транспорте первый поезд с управлением по системе многих единиц был создан в 1887 году Фрэнком Спрейгом). Его пробная эксплуатация началась 12 июня 1966 года[32][33] на маршруте № 6 города Киева[34][35]. Поезда МТБ получили широкое распространение. Только в Киеве за период с октября 1967 года до июля 1968 года их было сформировано 48 единиц[27]. Экономический эффект от их внедрения только на маршруте № 6 в Киеве за 1968 год, где использовалось 25 троллейбусных поездов, составил около 160 тыс. руб[20][36] (в ценах 1968 года это 32 легковые машины Москвич-412).