Великанов, Андрей Григорьевич


Андре́й Григо́рьевич Велика́нов (род. 5 июля 1954, Москва, РСФСР, СССР) — московский художник, философ, теоретик искусства. Создатель художественных проектов в области медиаарта. Автор статей и книг по теории искусства и культуры. Ведёт педагогическую и популяризаторскую работу. В 2010-х — 2020-х годах площадками для его курсов становились российские университеты (НИУ ВШЭ, РГГУ), художественные школы (МАХУ памяти 1905 года, MediaArtLab) и музейные центры (Музей современного искусства «ГАРАЖ», Центр авангарда в Еврейском музее и центре толерантности). Выпускники — «великановцы» за успешную работу и защиту диплома получают от него знак отличия — миниатюрную кочергу. Лауреат международных художественных фестивалей и конкурсов сетевого искусства.

Андрей Великанов начал свою профессиональную деятельность как художник в 1989 г. Его кинетические объекты были показаны на нескольких выставках в России и Германии. С 1994 года он обратился к таким инструментам творчества, как акция, перформанс и хэппенинг. В 1994 году, когда на месте бассейна власти собрались восстановить разрушенный в 1931 г. Храм Христа Спасителя, Великанов придумал и провел социально-художественную акцию «Бассейн Москва». Эта и другие акции часто вызывали скандальную реакцию прессы и общественности. С 1997-года он также начал работать как медиа-художник, создав серию видеофильмов и проектов в области нет-арта, которые получили несколько призов международных фестивалей. Работы Великанова для своего времени часто были весьма инновационными: так, например, в 1999 году он создал виртуального медиахудожника Намнияз Ашуратову, выступавшую в качестве самостоятельной творческой личности.

Работа над проектом «Бассейн Москва» потребовала от художника погружения в теоретические проблемы искусства и культуры. Начиная с этого времени, Великанов начал активно заниматься философией искусства. В 2007 году в издательстве НЛО вышла его книга «Симулякр ли я дрожащий или право имею»[1], представляющая собой эстетический манифест симуляции и попытку найти новый метод искусства, опирающийся как на традиционные, так и на актуальные практики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук под названием «Эстетика симулякра: теоретические основания интерпретации»[2], написанная по материалам этой книги, не была защищена. Книга вызвала оживленную реакцию профессионального сообщества и послужила поводом для рефлексии в нескольких диссертациях и сборниках статей. Помимо этого Великанов опубликовал серию теоретических статей в отечественных и зарубежных художественных и философских журналах «Логос», «Художественный журнал», «Sklaven», «Via Regia», «Обсерватория культуры», «Диалог искусств» и других.