Великий Северный железнодорожный путь


Великий Северный железнодорожный путь — неосуществлённый проект железной дороги, соединяющей берег Баренцева моря с водными артериями Западной Сибири с дальнейшим продолжением на восток до Татарского пролива. Проект возник в начале XX века. Причиной возникновения проекта была необходимость связать будущие промышленные районы в бассейне рек Печора и Обь с морским портом в Мурманске или Архангельске. Со временем идея стала развиваться, и маршрут продолжили далее на юго-восток с целью освоения новых районов Сибири, расположенных значительно севернее Транссиба.

Вместо названия «Великий Северный железнодорожный путь» нередко использовали более короткое «Великий Северный путь». Но следует учесть, что до 1918 года, под Великим Северным путём иногда подразумевался Северный морской путь, но чаще для этого использовалось название «Великий Северный морской путь»[a].

Название Великий Северный железнодорожный путь появилось в 1918 году[b][c]. Вероятно, к появлению этого названия причастен Борисов А. А., который первым предложил проект северной железной дороги от Мурманска до Оби в 1915 году[d]. До него были похожие проекты: Полярно-Уральская железная дорога, Восточно-Уральско-Беломорская железная дорога, Обдорская железная дорога.

Великий Северный железнодорожный путь в первом варианте (1918 г.)[5] означал только Обь-Мурманскую железную дорогу, проходящую через Котлас. Только с 1928 года понятие «Великий Северный железнодорожный путь» стало обозначать железную дорогу от Санкт-Петербурга и Мурманска до берегов Тихого океана[e].

С 1928 года и до декабря 1931 название «Великий Северный железнодорожный путь» является единственным при обсуждении проектов будущей дороги, проходящей по Северу СССР и соединяющей три океана — Северный Ледовитый, Атлантический и Тихий. Это название являлось официальным и использовалось на партийных съездах.

В 1869 году М. К. Сидоров планирует построить тракт и узкоколейную железную дорогу от с. Щугор на Печоре (ныне деревня Усть-Щугер[8] до зауральского с. Ляпино (Саранпауль).[9]