Великий князь Михаил (линейный корабль, 1827)


«Великий князь Михаил» — 74-пушечный парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи, один из 25 кораблей типа «Иезекиль». Корабль находился в составе флота с 1827 по 1863 год, принимал участие в русско-турецкой войне 1828—1829 годов на средиземноморском театре боевых действий, в подавлении Польского восстания и Крымской войне на балтийском театре боевых действий, во время службы дважды проходил тимберовку в Кронштадте и неоднократно выходил в практические плавания. Последние годы службы после переоборудования провёл в качестве крана для установки корабельных мачт.

Один из двадцати пяти 74-пушечных парусных линейных кораблей с деревянным корпусом типа «Иезекиль», построенных в Архангельске и Санкт-Петербурге с 1825 по 1863 год по проекту корабельного мастера A. M. Курочкина[комм. 1]. Это была последняя крупная серия линейных кораблей российского парусного флота. Корабли этого типа отличались прочностью корпуса, хорошей мореходностью, удобным расположением артиллерии и рациональной планировкой внутренних помещений[2].

Водоизмещение корабля составляло 3000 тонн, длина между перпендикулярами по сведениям из различных источников от 54,25 до 54,3 метра[комм. 2], ширина без обшивки — 14,6 метра[комм. 3], а осадка от 5,82 до 6 метров[комм. 4]. По официальной классификации корабли этой серии относились к 74-пушечным, но в действительности несли от 74-х до 86-ти 24– и 36-фунтовых орудий[комм. 5][3][2][4].

Корабль «Великий князь Михаил» был заложен 15 (27) ноября 1826 года[комм. 6] на стапеле Охтенской верфи в Санкт-Петербурге и после спуска на воду в присутствии императора Николая I 15 (27) октября 1827 года вошёл в состав Балтийского флота России[комм. 7]. Строительство корабля по проекту корабельного мастера A. M. Курочкина вёл кораблестроитель в звании полковника Корпуса корабельных инженеров В. Ф. Стокке[7][8][9].

Принимал участие в русско-турецкой войне 1828—1829 годов на средиземноморском театре боевых действий. В кампанию 1828 года в составе отряда кораблей Балтийского флота перешёл из Кронштадта в Средиземное море, где присоединился к эскадре под командованием вице-адмирала графа Л. П. Гейдена. С февраля по сентябрь следующего 1829 года находился в составе отряда, блокировавшего пролив Дарданеллы. После заключения Адрианопольского мирного договора перешёл к острову Порос, а в декабре того же года — к Мальте, где встал на ремонт. В кампанию 1830 года в составе эскадры контр-адмирала М. П. Лазарева с 14 (26) марта по 12 (24) мая совершил переход из Ла-Валетты в Кронштадт, в кампанию того же года принимал участие в практическом плавании в Балтийском море и Финском заливе[8].

В кампанию 1831 года, во время подавления Польского восстания, находился в составе эскадры под командованием вице-адмирала Ф. Ф. Беллинсгаузена, которая крейсировала вдоль берегов Курляндии для предотвращения подвоза оружия в помощь польским мятежникам[8]. В 1832 году находился в крейсерском плавании у Дагерорда[10].