Велльгаузен, Юлиус


Юлиус Велльгаузен (нем. Julius Wellhausen; 17 мая 1844, Хамельн, Нижняя Саксония7 января 1918, Гёттинген, Нижняя Саксония, Германская империя) — немецкий историк-востоковед, лютеранский теолог и библеист. Один из основателей библейской критики. Автор документальной гипотезы[1].

Начальное и среднее образование получил в школах Хамельна и Ганновера. В 1862 г. он поступил на теологический факультет Гёттингенского университета, где под руководством Генриха Эвальда изучал Ветхий Завет и восточные языки. в 1870 году стал там приват-доцентом по истории Ветхого Завета. В 1872 году он был назначен ординарием теологии в Университет Грайфсвальда. Однако он ушёл с факультета в 1882 году по соображениям совести, заявив в своем заявлении об отставке:

Я стал богословом, потому что меня интересовала научная трактовка Библии; лишь постепенно я пришел к пониманию, что на профессора богословия возложена еще и практическая задача подготовки студентов к служению в протестантской церкви, и что я не адекватен этой практической задаче, а вместо этого, несмотря на всю осторожность с моей стороны, я сделать моих слушателей непригодными для своего служения. С тех пор моя теологическая профессия легла тяжким бременем на мою совесть[3][4].

Он стал экстраординарным профессором восточных языков на филологическом факультете в Галле, был избран ординарным профессором в Марбурге в 1885 году и был переведен в Геттинген в 1892 году, где оставался до своей смерти.

В 1870 г. Ю. Велльгаузен защитил докторскую диссертацию и стал приватдоцентом Гёттингенского университета. В 1872 г. он получил должность профессора Грайфсвальдского университета. Когда в 1878 году вышло в свет его «Введение в историю Израиля», он был лишен профессорской кафедры богословия и стал преподавателем древневосточных языков.

Среди теологов и библеистов он наиболее известен своей книгой «Пролегомены zur Geschichte Israels» («Пролегомены к истории Израиля»); его работа в области арабистики (в частности, авторитетная работа под названием «Арабское королевство и его падение») также остается знаменитой[5]. После детального синтеза существующих взглядов на происхождение первых пяти книг Библии, Велльхаузен стремился поместить развитие этих книг в исторический и социальный контекст[6][7]. Получившийся в результате аргумент, названный документальной гипотезой, стал доминирующей моделью для многих библеистов и оставался таковой на протяжении большей части ХХ века.