Велосипед


Велосипе́д (стар. фр. vélocipède, от лат. vēlōx «быстрый» и pes «нога») — колёсное транспортное средство (или спортивный снаряд), приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали или (крайне редко) через ручные рычаги. Наиболее распространены двухколёсные велосипеды, но существуют также конструкции с тремя и более колёсами. Стал использоваться как средство передвижения ещё до широкого распространения городского общественного транспорта, в том числе автобусов, троллейбусов и трамваев. Также популярен среди туристов и в спортивных целях. В современном мире также используют электропривод для увеличения области использования велосипеда.

Правила дорожного движения России определяют велосипед как «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч».

В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал, а в 1818 году запатентовал первый двухколёсный самокат, который он назвал „машиной для бега“ (Laufmaschine). Самокат Дреза был двухколёсным, снабжён рулём и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной.

С 1870-х годов стала приобретать популярность схема „пенни-фартинг“. Название описывает несоразмерность колёс, ибо монета пенни была намного больше фартинга.

Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover — „Скиталец“ (или „Бродяга“). Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года. В отличие от велосипеда „пенни-фартинг“, Ровер обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колёсами, и водитель сидел между колёсами[1].

По крайней мере с конца XIX века считается правильным садиться на велосипед с левой стороны[2], запрокидывая правую ногу. Это объясняется тем, что цепь и ведущие звёзды затрудняют посадку справа, это связано с тем, что большинство людей — правши. Традиция же размещать цепь справа пришла из верховой езды, где посадка слева также распространена, так как большинство людей — правши, и шпага, носимая у левого бедра, затрудняла посадку справа.


JugendstilBikes Miyata760SR06.jpg
Эволюция велосипеда
Реклама 1897 года. Велосипедистка изображена в шароварах.
Танзанийский мальчик на велосипеде перевозит фураж
Велосипед „Скорой помощи“ в Лондоне.
Самокатчики Русской армии, за спиной у одного сложен велосипед.
Финские войска переправляются через реку. 1944 г.
Велосипедные военные собаководы. Парад 1 мая 1938
Велосипед-тандем.
Fietsflat, трёхэтажная велостоянка у Центрального вокзала в Амстердаме
Велосипедная парковка Barclays Cycle Hire в Лондоне
Наименования узлов и деталей
Каретка с эксцентриситетом (англ. eccentric bottom bracket, EBB) в раме тандема
Klein Quantum 2; 2014, 07. 04., 01.JPG
Цепная передача
Задний переключатель скоростей
Передний переключатель скоростей
Планетарный механизм переключения передач
Задняя втулка под трещотку
V-brake на заднем колесе
Дисковый тормоз на переднем колесе
Вид в разрезе втулки Husqvarna Novo с интегрированным ножным тормозом
Передняя втулка Shimano Nexus с роллерным тормозом
Контактная педаль с площадкой и велотуфля с шипом стандарта SPD.
Педаль с туклипсом.
Ось втулки с подшипниками
Сумка для хранения ключей.
„Велоаптечка“ — набор для ремонта камер
Заплата на камере
Masze-am-fahrrad.png
Велосипед типа хардтейл
Велосипед типа двухподвес
Туристический велосипед
Тандем для 8 человек
Велотакси в Амстердаме
Лигерад
Двухместный веломобиль
Веломобиль с обтекателем
Водный велосипед
Одноколёсный велосипед