Венера-15


«Вене́ра-15» — советская автоматическая межпланетная станция (АМС), запущенная по программе исследования планеты Венера. Старт АМС «Венера-15» был осуществлен 2 июня 1983 года в 02:38:39 UTC (06:38:39 МСК) с космодрома Байконур, с помощью ракеты-носителя «Протон-К» с разгонным блоком ДМ. Цель запуска — радиолокационное картографирование поверхности планеты Венера. Обследовать из космоса поверхность планеты Венеры возможно только с помощью радиолокатора, так как Венера постоянно окутана плотными облаками. Приполярная область Венеры, картографированием которой занималась «Венера-15», до её полёта была «белым пятном», поскольку она, в отличие от более южных районов, недоступна и для радиолокации с Земли, а также не была охвачена исследованиями с искусственного спутника Венеры «Пионер-Венера-1»[4]. Кроме того, часть поверхности планеты Венера, а именно, от 30 градусов с.ш. до 75 градусов с.ш., отснятая АМС «Пионер-Венера-1» с разрешением 200 км по местности и разрешением 200 м по высоте[5], была переснята АМС «Венера-15» и АМС «Венера-16» с разрешением 1—2 км по местности и разрешением 30 м по высоте.[3] Последний сеанс связи с аппаратом проведён 5 января 1985 года[6].

АМС «Венера-15» представляла собой цилиндр высотой 5 метров и диаметром 0,6 метра. На одном конце цилиндра были укреплены две антенны, предназначенные для радиолокационного зондирования поверхности планеты Венера: антенна радиолокатора бокового обзора с синтезированной апертурой[3], зеркало которого представляло собой параболический цилиндр, оно имело длину 6 метров и ширину 1,4 метра, и вторая — антенна радиовысотомера с параболическим зеркалом диаметром 1 метр, для измерения высоты над поверхностью планеты Венера и её отражательных свойств.[7] Сложенная и накрытая защитным экраном во время межпланетного перелёта, на подлёте к Венере антенна радиолокатора сбросила его и раскрылась. Антенна радиовысотомера была закреплена неподвижно на корпусе корабля. Во время обычных сеансов сканирования поверхности Венеры, она была направлена вертикально вниз. Антенна радиолокатора, в процессе сканирования, отклонялась от оси корабля на 10°. Эта система радиолокационного зондирования была разработана Московским энергетическим институтом[8]. На другом конце АМС были топливные баки, двигатели и приборный отдел[9] Две прямоугольные солнечные батареи располагались с двух сторон АМС и были раскрыты в виде крыльев. Для связи с Землёй, на АМС была установлена подвижная тарелка радиоантенны с параболическим зеркалом (диаметр 2,6 метра). Скорость передачи информации не зависела от расстояния до станций и составляла 100 Кбит/с, а в сутки операторы на Земле принимали 100 Мбит данных[3].

На АМС были также установлены: инфракрасный фурье-спектрометр, детектор космических лучей (6 сенсоров), детекторы солнечной плазмы. Масса АМС составила 5250 кг[2].