Венецианская школа живописи


Венецианская школа — одна из главных итальянских живописных школ, существовала в Венеции. Наибольшее развитие получила в XV—XVI веках. Для этой школы живописи характерно преобладание живописных начал, яркие колористические решения, углубленное владение пластически выразительными возможностями масляной живописи[1][2].

Венецианская школа насчитывает несколько столетий исторического развития. На первых этапах главенствовала архитектура. Но специфические условия географического расположения и культурных влияний как с запада (готика) так и с востока (прежде всего из Византии) обусловили чрезвычайно своеобразный сплав культуры, что отразилось в так называемой венецианской готике. Последняя не имела значительного конструктивного характера (как во Франции), а активно использовала декоративные находки стиля. В декоре сакральных сооружений преобладали элементы, заимствованные из известного художественного центра средневековья — Византийской империи (икона, эмаль, мозаика, ковры и драгоценный текстиль). Часто это были иконы или ювелирные изделия, приобретённые или вывезенные из Византии как военные трофеи[3].

Чисто венецианская школа живописи насчитывает не менее 400 лет устойчивого развития. Первые образцы XV века ещё тяготели к византийским образцам иконописи или мозаик. Но элементы готики в сочетании с византийскими влияниями давали своеобразные местные образцы (ряд сочинений византийских и венецианских мастеров иконописи XV века, Паоло Венециано, Альвизе Виварини, ранние произведения Якопо Беллини)[4].

Накопление опыта и совершенствование мастерства благотворно повлияло на мастеров Венеции уже в середине XV века. Этому способствовали как заимствование техники масляной живописи, устойчивой во влажном климате Венеции, относительно фресок, так и влияния художников из других художественных центров (как пример Антонелло да Мессина, ок. 1430 — 1479)[4].

Венецианские мастера достигли значительных успехов в портретной живописи, о чём свидетельствуют приглашения их в другие страны для портретирования. Но длительное время было потрачено на преодоление застылости, недвижимости религиозных и бытовых образов, которые стали характерной чертой творчества многих венецианских мастеров (братья Карло и Витторе Кривелли, Джентиле Беллини, Чима да Конельяно, Марко Базаити, ранние произведения Джованни Беллини и Джорджоне, Лоренцо Лотто), а в произведениях Витторе Карпаччо и Винченцо Катена непобедимая неподвижность доживет и до первой трети XVI века[3].