Венчание


Венча́ние — главная часть чина церковного благословения брака у православных и нехалкидонитов[1]. Название обусловлено тем, что на головы вступающих в брак возлагают венцы[2].

В традиционной культуре славян — один из кульминационных этапов свадебного обряда, оформляющих брак, наряду с обручением, брачной ночью[3]. В славянских странах используют металлические венцы, иногда — из драгоценных металлов, в греческой традиции используются гирлянды цветов, иногда искусственных[4].

«Развенча́нием» называется объявление недействительным брачного союза, совершённого по церковному обряду[5].

В дохристианской Греции был широко распространён обычай украшать вступающих в брак цветами, а их головы — венками. Христианская церковь восприняла этот обычай, «очистив от языческих атрибутов и дополнив христианскими элементами, главный из которых — Причащение Святых Таин». Христианские авторы I—II веков не оставили сообщений о том, как христиане вступали в брак, что даёт основание полагать, что они, по крайней мере отчасти, заключали браки «согласно обычаям окружавшего их общества»[1].

В начале II века чин церковного брака ещё не был разработан. Тертуллиан упоминал об участии христиан в обручении и бракосочетании по римской античной церемонии. «К IV веку совершение литургии в связи с заключением брака стало распространённой практикой». Церковные чины бракосочетания начали складываться в это же время. «Основу этих чинов составляют собственно христианские элементы, в первую очередь Евхаристия и священническое благословение, но употребляются также обряды, унаследованные от ветхозаветных и античных времён», к числу которых относятся «вручение невесте брачных даров, соединение правых рук жениха и невесты, ношение невестой особых одежд или покрывала, надевание на жениха и невесту венков, брачный пир, шествие новобрачных в их дом, пение гимнов во время шествия и по прибытии в дом». О надевании венков сообщал ещё Тертуллиан, который не одобрял традицию надевания венков при совершении таинства бракосочетания как заимствованную у язычников[6]. Следует, однако, отметить, что венец (венок) как христианский символ, взятый из античного мира, был присущ христианству с самых ранних времён — этот символ встречается уже в текстах Нового завета (I век н. э.) — в том числе в Посланиях апостола Павла (см., напр., 1 Кор. 9:25, 2 Тим. 4:8 и ряд др. мест).

Лишь к концу IV века обряд венчания брака получил христианское осмысление, однако святитель Григорий Богослов упоминает о нём всего лишь как об общепринятом обычае. Но уже святитель Иоанн Златоуст даёт высокую оценку венчанию на брак и толкует его «как символ победы молодожёнов над похотью».