Верещагин, Пётр Петрович


Пётр Петрович Верещагин (14 (26) января 1834, Пермь — 16 (28) января 1886, Санкт-Петербург) — русский художник, академик пейзажной живописи, вошёл в историю как первый художник-пейзажист Среднего Урала. Брат Василия Петровича Верещагина.

Пётр Петрович Верещагин родился 14 января 1834 года в Перми в семье иконописца Петра Прокопьевича Верещагина (дед, Прокопий Данилович Верещагин также был иконописцем). Учился живописи у отца, а после его смерти 1843 году — у деда по матери, живописца и иконописца Ивана Васильевича Бабина. Был старшим из братьев (в 1835 году родился Василий, а в 1842 — Митрофан), тоже впоследствии ставших живописцами[2].

В 1850 году у братьев Верещагиных появился ещё один наставник — выпускник Арзамасской рисовальной школы живописец Афанасий Ульянович Орлов — по совету которого они продолжили своё образование в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Пётр Петрович поступил в академию несколько позже своих братьев, в 1858 году, и избрал своей специальностью ландшафтную живопись. Одним из его учителей, оказавших сильное влияние на творчество, был известный ландшафтный живописец С. М. Воробьёв, много лет проживший в Италии[3].

К моменту окончания академии (1865) П. П. Верещагин был награждён двумя серебряными медалями: малой (1861) — за этюд «На Волге» и большой (1862) — за картину «В Баку». По окончании академии получил звание классного художника третьей степени (1865) за картину «Вид Нижнего Новгорода». Творческую деятельность после окончания академии совмещал с преподаванием рисования, черчения и чистописания в городе Люцин[3] Витебской губернии (1866—1870). С 1871 года жил в Петербурге[2].

Получил звание классного художника второй степени (1867) за картины «Вид Динабурга», «Рынок в Новгороде» и «Вид из окрестностей Люцины». Звание классного художника первой степени (1868) — за картины «Толкучий рынок в Москве» и «Вид Кремля». Звание академика пейзажной живописи (1873) — за картину «Общий вид Севастополя»[4]. Центром огромной панорамы художник сделал море с несколькими кораблями, на берегах бухты раскинулся город с его набережными, улицами и парками[5].

Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов был с русскими войсками на Балканах и запечатлел увиденные места — Галац, Систово, Дунай. Собранные материалы позволили ему написать крупные панорамы, из которых наиболее известна «Бомбардировка крепости Рущук»[5].