Веркмейстер, Андреас


Андреас Веркме́йстер (нем. Andreas Werckmeister; 30 ноября 1645, Беннекенштайн — 26 октября 1706, Хальберштадт) — немецкий теоретик музыки, органист, композитор. Разработал учение о хороших темперациях, получивших распространение в немецкой музыке эпохи барокко. Темперации Веркмейстера применяются в аутентичных интерпретациях барочной клавирной музыки.

C 1664 органист в Хассельфельде, затем в Эльбингероде, с 1696 в церкви Святого Мартина в Хальберштадте.

Основной заслугой Веркмейстера считается введение в немецкий музыкальный обиход нескольких так называемых хороших темпераций. Термин «хороший» обозначает темперацию, позволяющую играть во всех тональностях. Веркмейстер детально описал 4 вида таких темпераций, каждая из них неравномерна. Его труды «Musikalische Temperatur» (1691) и «Orgel-Probe» (1698) оказали влияние на Иоганна Себастьяна Баха и, возможно, нашли отражение в знаменитом сочинении Баха «Хорошо темперированный клавир»[3].

Отношение Веркмейстера к равномерно темперированному строю, вопреки достаточно распространённому мнению, не было однозначным: принимая все преимущества равномерной темперации, он отмечал, что, не теряя возможности игры во всех тональностях, «наиболее употребительные терции» следует делать более чистыми — а это достижимо только при неравномерной темперации.

Веркмейстер также автор трудов по контрапункту (полифонии), генерал-басу (гармонии), технике музыкальной композиции в целом. Веркмейстеру принадлежит первая (регистрируемая) квалификация тритона как «диавола в музыке» (diabolus in musica)[4], причём метафора diabolus in musica применялась у Веркмейстера не только к тритону, но и по отношению к хроматическому полутону (апотоме). Особенностью взглядов Веркмейстера была исповедуемая им идея о фундаментальном родстве законов музыки с законами движения небесных тел, восходящая к трудам Кеплера.

Число сохранившихся музыкальных сочинений Веркмейстера незначительно. Среди них сборник пьес для скрипки и basso continuo «Музыкальные развлечения» («Musicalische Privatlust»; издан в Кведлинбурге, 1689); инструментальные, в том числе органные, сочинения, сохранившиеся в рукописях, а также рождественская кантата «Где родившийся Царь Иудейский?» («Wo ist der neugeborne König der Juden»[5]).