Паоло Веронезе


Паоло Кальяри (итал. Paolo Caliari), более известный как Веронезе (итал. Veronese, 1528, Верона — 9[7][8] или 19 апреля[9] 1588, Венеция) — итальянский художник, один из виднейших живописцев венецианской школы.

Паоло Веронезе родился в Вероне, в семье резчика по камню Габриеле ди Пьетро Кальяри[9], носившего семейное прозвище Спезапедра. В многочисленных позднейших источниках указывались различные годы его рождения, но Сесил Гулд, автор статьи о Веронезе в «Биографическом словаре итальянцев», ссылается на документы 1529 года, где возраст Паоло указан как один год, 1541 года, где упоминается 14-летний Паоло, подмастерье Антонио Бадиле, и 1588 года, где сообщается, что художник умер в возрасте 60 лет[10].

В отрочестве Паоло вначале был подмастерьем отца, осваивая ремесло резчика по камню, но достаточно рано проявил интерес и способности к живописи и был отдан в науку к дяде — Антонио Бадиле, на чьей дочери Елене он позже женился. Как Бадиле, так и другой учитель Паоло, Доменико Брузасорчи, были представителями школы Джованни Франческо Карото, не особо талантливыми, но умелыми живописцами[7]. На его стиль оказали также влияние художники-маньеристы Джамбаттиста Зелотти и Паоло Фаринати[8] и брешианские мастера Романино, Моретто и Савольдо. Влияние последних было достаточно ограниченным, поскольку молодой Кальяри в своей живописной технике быстро перерос этих учителей[7]. За время учёбы у Бадиле молодой художник получил прочные начальные навыки живописца и любовь к композициям, в которых сочетаются человеческие фигуры и архитектура[8].

В 1540-е годы, работая в Вероне и Мантуе, Кальяри уже демонстрировал основы собственной живописной системы — чистые, пронизанные светом тона, соединяемые прозрачными тенями. На примерах росписей Джулио Романо и Андреа Мантеньи он освоил также искусство эффектных ракурсов[9]. Специалисты затрудняются определить время создания первых веронских работ Кальяри. По-видимому, запрестольный образ из Бевилаккуа (Мадонна на троне со святыми) создан в 1548 году, к завершению часовни церкви Сан-Фермо-Маджоре, для которой предназначался, или чуть позже. Некоторые признаки позволяют датировать написание картины «Иисус среди книжников» (ныне в собрании Прадо, Испания) тем же годом. Другие большие полотна, точно не датируемые, но явно относящиеся к раннему периоду творчества, — «Введение во храм» (Дрезденская галерея) и «Помазание Давида» (Художественно-исторический музей, Вена)[10]. Первой значительной работой Веронезе, где он уже проявил себя как мастер ракурсов, считаются фрески виллы Соранца в Тревилле (Кастельфранко-Венето), выполненные в 1551 году[8][9]. Над этой росписью он работал совместно с Зелотти; в XIX веке фрески были уничтожены, но их фрагменты хранятся в Венецианской семинарии, соборе Кастельфранко-Венето и городской художественной галерее Виченцы[10].