Вероучение Каргеля


Вероучение И. В. Каргеля (оригинальное название — Краткое изложение вероучения евангельских христиан) — вероучение евангельских христиан, составленное И. В. Каргелем. В 1966—1985 годах являлось официальным вероучением ВСЕХБ.

Вероучение было написано в 1913 году и в том же году опубликовано в виде отдельной брошюры. В том же году Проханов, Каргель и Долгополов направили на имя императора «Записку о правовом положении евангельских христиан в России», к ней было приложено Вероучение Каргеля[1].

Вероучение Каргеля было утверждено в качестве официального Вероучения ВСЕХБ 5 октября 1966 года в ходе Всесоюзного съезда евангельских христиан-баптистов. Со времени создания в 1944 году до этого момента у ВСЕХБ не было своего официального вероучения.

В то время на повестке остро стоял вопрос о единстве, поскольку во ВСЕХБ входили пятидесятники, имевшие догматические разногласия с ЕХБ, а кроме того, в самом разгаре был процесс разделения евангельских христиан-баптистов на сторонников ВСЕХБ и СЦ ЕХБ.

На факт принятия официального Вероучения возлагались надежды на достижение единства, особенно с «инициативниками». Нужно отметить, что Вероучение принималось одновременно с серьёзными изменениями Устава ВСЕХБ, направленными на демократизацию (например, менялась процедура поставления старших пресвитеров — с назначаемости на выборность), и существенным обновлением персонального состава руководителей ВСЕХБ. Благодаря этому ВСЕХБ был преобразован, по выражению историка В. Заватски, в «свободный церковный союз, открытый для расширения и развития»[2]. Эти меры были направлены на то, что убедить «инициативников» пойти на примирение и вернуться в союз[3].

В преддверии съезда текст был опубликован в журнале «Братский вестник»[4], а в ходе съезда делегаты получили его на руки. Предваряя голосование, генеральный секретарь ВСЕХБ А. В. Карев отметил, что свой выбор руководство ВСЕХБ остановило именно на Вероучении Каргеля вследствие «краткости и ясности» этого документа, а также того факта, что «брат Каргель являлся уважаемым и почитаемым братом в равной мере как у баптистов, так и у евангельских христиан»[5].