Взгляд на жизнь


«Взгляд на жизнь» (англ. Look at Life) — студенческий короткометражный чёрно-белый фильм американского режиссёра и сценариста Джорджа Лукаса, снятый им в 1965 году. Является первой лентой в фильмографии постановщика. Авангардистский монтажный фильм был создан им как тестовое задание в рамках обучения на курсе анимации, когда он был студентом кинематографического факультета Университета Южной Калифорнии. Лента длительностью одна минута, представляет собой монтаж вырезанных Лукасом фотографий из журналов Look и Life. Картина сопровождается музыкальной композицией Антониу Карлоса Жобина из фильма «Чёрный Орфей» французского режиссёра Марселя Камю и закадровым голосом, произносящим стих из Книги притчей Соломоновых. Фильм прославил Лукаса на факультете и завоевал множество призов на студенческих кинофестивалях.

Фильм представляет собой быструю последовательность вырезанных из журналов фотографий, на которых в основном показаны сменяющиеся образы и контрасты современного мира, различные беспорядки и ужасы человеческого общества: оскалившиеся собаки из штата Алабама, Мартин Лютер Кинг, расовые столкновения, Ку-клукс-клан, Никита Хрущёв, граф Дракула, буддийские монахи, трупы погибших во Вьетнаме солдат, целующиеся пары и танцующие женщины. В конце видеоряда фильма на экране появляется и медленно удаляется фотография мужчины с окровавленным носом и поднятыми вверх руками. В качестве фона использована музыка в ритме бразильской самбы, а голос проповедника громко читает стихи из Книги притчей Соломоновых: «Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (10:12). Заканчивается фильм удаляющимися последовательно показанными титрами из газетных вырезок: «ВСЕ ХОТЯТ ВЫЖИТЬ» (англ. ANYONE FOR SURVIVAL), «КОНЕЦ» (англ. END) и «?».

В 1965 году Джордж Лукас учась на факультете кино Университета Южной Калифорнии снял свой первый короткометражный фильм «Взгляд на жизнь», являющимся первым в его фильмографии[1]. В студенческие годы и некоторое время после окончания университета, Лукас снял целый ряд короткометражных фильмов — преимущественно в жанрах «визуальная поэма» и документалистика. В общей сложности он создал 10 таких фильмов. Для его студенческих работ характерны обращение к визуальным образам и бессюжетному повествованию, применение двойной экспозиции, характерных звукошумовых эффектов и рваный монтаж[2].