Видеокарта


Видеока́рта (также видеоада́птер[1], видеопла́та[2], графический ада́птер[1], графи́ческая пла́та, графи́ческая ка́рта, графи́ческий ускори́тель[3]) — устройство, преобразующее графический образ, хранящийся как содержимое памяти компьютера (или самого адаптера), в форму, пригодную для дальнейшего вывода на экран монитора. Обычно видеокарта выполнена в виде печатной платы (плата расширения) и вставляется в слот расширения материнской платы — универсальный, либо специализированный (AGP[4], PCI Express)[5][6].

Также широко распространены и расположенные на системной плате видеокарты — как в виде дискретного отдельного чипа GPU, так и в качестве составляющей части северного моста чипсета или ЦПУ; в случае ЦПУ, встроенный (интегрированный[7]) GPU, строго говоря, не может быть назван видеокартой.

Видеокарты не ограничиваются простым выводом изображения. Они имеют встроенный графический процессор, который может производить дополнительную обработку, снимая эту задачу с центрального процессора компьютера[8]. Например, видеокарты Nvidia и AMD (ATi) осуществляют рендеринг графического конвейера OpenGL, DirectX и Vulkan на аппаратном уровне[9].

Также имеет место тенденция использовать вычислительные возможности графического процессора для решения неграфических задач (например, добычи криптовалюты или параллельных вычислений, таких как BOINC).

Первым компьютером, оснащённым устройством вывода изображения на экран, считается Whirlwind, строившийся в период с 1944 по 1953 год. Видеоадаптер компьютера Whirlwind мог отображать до 6250 точек в секунду[нет в источнике] с адресацией 2048×2048 позиций либо до 550 цифр, кроме того оснащался световым пером[10].

В марте 1973 года вышел мини-компьютер Xerox Alto, который можно назвать первым персональным компьютером[11]. Alto имел графический интерфейс с метафорой окон и рабочего стола, для этого он оснащался контроллером дисплея[12][значимость факта?], позволявшим выводить на экран монохромное изображение разрешением 606×808 пикселей и монитором портретной ориентации.