Византийский календарь


Византийский календарь был официально утверждён императором Василием II в 988 году и использовался вплоть до падения Греческой империи в 1453 году. Он совпадал с юлианским календарём, отличаясь лишь началом года и счётом лет. Первым днём года считалось 1 сентября, а началом летосчисления 5501 год до Рождества Христова, предполагаемая дата сотворения мира. Начиная с VII века Византийский календарь постепенно стал использоваться во всём православном мире, например, в Сербии и Болгарии. Использовался, в частности, и в русских летописях (с некоторыми погрешностями в 1—2 года, связанными с датами первого дня нового года и другими проблемами), а также вообще на территории России до календарной реформы Петра I в 1700 (1708) году[1].

Начинать год 1 сентября в Византии стали около 462 года, но официально это было признано в 537 году. Тем не менее, некоторые византийские хронисты (Максим Исповедник, Феофан Исповедник и Георгий Синкелл) продолжали считать началом года 25 марта, вплоть до X века ведя отсчёт с 5500 года до Рождества Христова.

Високосный год в византийском календаре вычислялся так же, как и високосный год в исходной версии юлианского календаря: путём удвоения шестого дня перед мартовскими календами, то есть «повторением» 24 февраля. 29 февраля объявили високосным днём только в Позднее Средневековье.

За исходную точку летоисчисления была принята христианская эра от «сотворения мира», причём существовало около 200 различных вариантов, важнейшим из них является византийская эра, созданная в 353 году. В основу многих эр было положено соотношение между числом «дней творения мира» и продолжительностью его существования. Это соотношение было взято из Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему <…> И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт. 1:27-31), «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет. 3:8). Основываясь на этих библейских утверждениях, христианские богословы пришли к выводу, что поскольку «Адам был создан в середине шестого дня творения», то «Христос пришёл на Землю в середине шестого тысячелетия», то есть около 5500 года от «сотворения мира»[4].

Существует мнение, что Шестой Вселенский Собор установил дату летоисчисления: от библейского «сотворения мира» с началом 1 сентября 5501 г. до Рождества Христова.[5][6] Однако среди 102 правил этого Собора нет особого правила, касающегося начала летоисчисления. В контексте 3-го правила есть упоминание года:

Согласно определяем, чтобы связавшиеся вторым браком, и даже до пятьнадцатаго дня протекшаго месяца января, минувшаго четвертаго индикта, шесть тысяч сто девяносто девятого года, остававшиеся в порабощении греху, и не восхотевшие изтрезвиться от него, подлежали каноническому извержению из своего чина[7].