Викариатство


Викариа́тство (в некоторых случаях также вика́рная епа́рхия) в православных церквях — церковно-административная территориальная единица, входящая в состав епархии, во главе с викарием — епископом, не являющимся правящим архиереем (иерархом), но находящимся в юрисдикции такового. По своему каноническому статусу викарии близки к хорепископам.

В православных церквах греческой традиции (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Кипрской, Элладской, Албанской) викарию дают титул по какому-либо древнему городу, который как правило уже много веков не существует. Причём при переводе этого викария в ведение другого правящего архиерея той же поместной церкви его титул не меняется. Если титулярный епископ увольняется на покой, то титулярная кафедра за ним всё равно сохраняется. Также существует практика назначения на древние титулярные кафедры правящих архиереев, почисленных на покой. Так как в древней церкви в Средиземноморье соблюдался принцип один город — один епископ, таких бывших городов в Средиземноморском регионе, в которых некогда была кафедра православного епископа, хватает на всех.

Подобная практика существует и в Болгарской православной церкви. Однако там создавались титулярные кафедры с названиями, например Знепольская, которых исторически не существовало.

Иерусалимская православная церковь здесь стоит несколько в стороне, так как тамошние епархии столь малы по количеству храмов и клириков, что в викариях нет смысла, а все епископы считаются правящими.

Митрополиты Московские и всея Руси имели своими помощниками в деле управления Московской епархией епископов Сарских и Подонских, резиденция которых с 1454 года располагалась на Крутицком подворье, из-за чего они также именовались Крутицкими. С 1589 года, когда в России было учреждено Патриаршество, они носили сан митрополитов. Являясь ближайшими помощниками Патриархов, митрополиты Крутицкие не были викариями в современном понимании, так как за ними сохранялась весьма обширная Сарская и Подонская епархия[1].

Первая же собственно викарная кафедра появилась в Русской церкви в конце XVI века, когда прибывший на Русь Арсений Элассонский получил титул Архангельский по названию Архангельского собора Московского кремля[2].