Муллова, Виктория Юрьевна


Виктория Юрьевна Муллова (род. 27 ноября 1959, Жуковский, Московская область) — британская скрипачка российского происхождения[1].

Окончила Московскую консерваторию, ученица Леонида Когана. В 1980 г. выиграла Международный конкурс скрипачей имени Сибелиуса в Финляндии, в 1982 г. — Международный конкурс имени Чайковского в Москве. В 1983 г. во время гастролей в Финляндии Муллова, вместе со своим любовником дирижёром Вахтангом Жордания, совершила побег из гостиницы:

        Я только что закончила консерваторию, но, несмотря на победу в конкурсах Чайковского и Сибелиуса, концертов почти не было. Всем теперь известно, как обходились с музыкантами в Госконцерте и как нужно было изворачиваться, чтобы ездить на гастроли. У меня блата там не было, взятки я не давала. Невозможно всю жизнь зависеть от чиновников.
        В первый свободный день после концертов я оставила свою скрипку Страдивари из Госфонда на кровати в гостинице, и мы, сев в такси, переехали границу из Финляндии в Швецию. Эта оставленная именно на кровати, а не под кроватью скрипка произвела на журналистов неизгладимое впечатление. Я-то знала, что за мной постоянно следит специально приставленная для этого женщина и скрипку передадут обратно в Россию. В шведской полиции к нам отнеслись, как к обычным политическим невозвращенцам, и предложили подождать в гостинице, пока не кончатся выходные в американском посольстве. Под чужими именами мы просидели в отеле, не спускаясь даже в рецепцию, два дня. И правильно сделали, так как мои фотографии были на первых полосах всех газет.
        В американском посольстве ждали моего звонка, прислали бронированную машину с охраной, привезли блондинистые парики, и мы, замаскированные, поехали. Сейчас это кажется маскарадом, а в 1983 г. все было очень опасно. Через два дня получили американскую визу, и нас отправили в Вашингтон[2].

В дальнейшем Муллова жила в разных странах, в последнее время в Лондоне. После эмиграции она «сделала на Западе ошеломительную карьеру, уверенно заняв место в самом верхнем эшелоне современного скрипичного исполнительства»[3]. Среди наиболее значительных её записей — скрипичные концерты Чайковского и Сибелиуса (премия Grand Prix du Disque), Иоганнеса Брамса и Вольфганга Амадея Моцарта (премия ECHO Klassik 1995 и 2003 гг. соответственно), партиты Иоганна Себастьяна Баха (номинация на Грэмми, 1995), трио Бетховена и Брамса (с Андре Превином и Генрихом Шиффом, 1995, премия Diapason d’Or), концерты Бартока и Стравинского (1997, с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром под управлением Эсы-Пекки Салонена), концерты Бетховена и Мендельсона (2003, в аутентичном исполнении, с Революционным и романтическим оркестром Джона Элиота Гардинера). В камерном концертировании партнёрами Мулловой чаще всего выступали пианисты Пётр Андершевский, а затем Катя Лабек.