Вилар, Жан


Жан Вила́р (фр. Jean Vilar; 25 марта 1912, Сет, Эро — 28 мая 1971, там же) — французский театральный режиссёр и актёр, создатель Авиньонского театрального фестиваля.

Жан Вилар родился в городе Сет в департаменте Эро на юге Франции, в семье мелкого коммерсанта—галантерейщика, мечтавшего сделать своего сына скрипачом. Жан учился в коллеже и музыкальной школе. Уже в двенадцать лет он дебютировал в качестве первой скрипки маленького джаз-оркестра. В 1932 году обосновался в Париже, учился филологии, слушал курс философии у Алена (Эмиль Шартье), театрального искусства — у Шарля Дюллена. Дебютировал на сцене в 1935 году в «Театре Ателье» (фр.) Ш. Дюллена. С 1940 года работал в передвижном театре, в 1943-м основал собственную компанию, поставил «Пляску смерти» (швед.) А. Стриндберга. Его первый театральный триумф — постановка «Убийства в соборе» Т. С. Элиота в театре Жака Копо «Старая голубятня» в 1945 году.

В 1947 году организовал в Папском дворце Авиньона Неделю драматического искусства, давшую начало Авиньонскому фестивалю, которым Вилар руководил до самой своей смерти в 1971 году. После посещения Папского дворца Вилар, думая о фестивале, сказал: «Мне показалось, что здесь могут происходить особенные вещи. У меня была цель примирить наконец архитектуру и поэтическую драму»[4]. С самого начала на Авиньонских фестивалях сознательно вырабатывается особый тип отношений с публикой, направленный на её заинтересованность и соучастие, на установление с ней особого контакта.

Успех авиньонской «Недели драматического искусства» привёл к тому, что Вилару предложили возглавить театр в Париже, во Дворце Шайо на 2300 зрителей, куда во многом был перенесён сам стиль авиньонских спектаклей. Из Авиньона в Париж перешла и традиция встреч со зрителями, на которых обсуждались и спектакли, и более общие вопросы взаимоотношений театра со своей публикой.

В 1951—1963 годах Вилар стоял во главе Национального народного театра (TNP), который был создан в 1920 году актёром и режиссёром Фирменом Жемье, с целью показать широкой публике спектакли высокого уровня постановки и художественно-музыкального оформления. После смерти Жемье в 1933 году TNP пришёл в упадок.

Не дожидаясь длительной перестройки дворца Шайо, которую задумал Вилар, театр начал работать на временных площадках. Первые же поставленные им спектакли — корнелевский «Сид» и брехтовский «Мамаша Кураж и её дети» — стали знаковыми для TNP. Луи Арагон назвал «Сида» лучшим спектаклем, который он когда-либо видел[5].