Вилланова


Виллано́ва — древнейшая культура железного века на территории Северной и центральной Италии, пришедшая на смену террамарской культуре бронзового века и, в свою очередь, уступившая место этрусской цивилизации[1].

Большинство исследователей разделяет протовиллановскую культуру (Villanovan I), существовавшую примерно между 1100 и 900 годами до н. э., и собственно виллановскую культуру (900 год до н. э. — 700 год до н. э.). Вилланова испытала влияние гальштатской культуры Восточных Альп. Виллановцы были первыми, обрабатывавшими железо на территории нынешней Италии; другой их отличительной чертой была кремация умерших с последующим захоронением праха в урнах характерной двухконусной формы.

Название происходит от населённого пункта Вилланова (ит., в составе коммуны Кастеназо), где в 1853—1856 годах Джованни Гоццадини обнаружил остатки некрополя.

Основной характеристикой культуры Виллановы, включая предшествующую культуру «протовиллановы» (XII—X века до н. э.) конца бронзового века, было погребение путём кремации, когда пепел умерших помещался в двухконические урны (этот способ захоронения схож с чертами культуры полей погребальных урн придунайских равнин, в то время как более ранние индоевропейские племена практиковали ритуал захоронения умерших в земле).

Недалеко от поселений, некоторые из которых в этот период достигали беспрецедентных размеров и заслужили название протогородов, располагались зоны захоронения с характерными могилами в виде ям, или «колодцев», внутри выложенными булыжником и каменными плитами. Типичная двухконическая погребальная урна была снабжена двумя горизонтальными ручками в самом широком её месте (одна ручка всегда была разбита, возможно, из ритуальных мотивов). Урны закрывались перевёрнутой миской или, в некоторых мужских захоронениях, шлемами.

Погребальные принадлежности могли включать лошадиные удила, изогнутые бритвы (с лезвием в виде полумесяца), извивающиеся «фибулы» (закрытые одёжные булавки), большие булавки и оружие для мужчин или части поясов, фибулы в виде лука, спирали для волос и ткацкие принадлежности для женщин. Кроме самих урн и их крышек, в захоронениях почти не встречаются другие керамические предметы. Для урн характерно большое разнообразие форм, их стенки очень толстые (для этого необходима высокая температура обжига, что говорит о значительной специализации ремёсел). Украшены они гравировкой, которая наносилась инструментами с несколькими лезвиями. Преобладают геометрические мотивы.