Виноградов, Иван Архипович


Виногра́дов, Иван Архипович (1902, Санкт-Петербург, — 1936, Ленинград) — русский советский критик, теоретик и историк литературы, автор поэтических произведений.

Родился и вырос в Петербурге. Учился в Москве у известного филолога-слависта Н. М. Каринского. Поступил в аспирантуру РАНИОН вместе с П. С. Кузнецовым, но в 1930 г. РАНИОН был расформирован, поэтому выпуск состоялся на полгода раньше срока. Работал в должности руководителя теоретического сектора Государственного научно-исследовательского института искусствознания в Ленинграде. Был женат на ученице Каринского. Умер в возрасте 34-х лет от туберкулёза[4].

Литературную деятельность И. А. Виноградов начал в 1929 году. Молодой исследователь обращается к изучению современной литературы и классического наследия (статьи о Г. Р. Державине, А. А. Дельвиге, А. С. Пушкине). Первый том «Библиотеки поэта» (1933), содержавший стихотворения Державина, открывался статьями М. Горького и И. Виноградова. Молодой теоретик активно участвует и в другом горьковском проекте — журнале «Литературная учёба».

В Государственном НИИ искусствознания (Ленинград) И. А. Виноградов организовал группу молодых теоретиков, разрабатывавших проблему творческого метода в искусстве. Итогом этой работы стало появление коллективного сборника «В спорах о методе» (Л.: Леноблиздат, 1934).

Особое значение имели теоретические работы по вопросам поэтики («Вопросы марксистской поэтики», 1936; «Борьба за стиль», 1937). Вопрос о специфическом отражении реальности в литературе, о путях и способах этого отражения, вопрос о том, как находит выражение в структуре произведения мировоззрение и общественная практика художника, вопрос о преемственности, об использовании и переработке литературных форм — так определил сам Виноградов направление своей первой книги. И. Виноградов принадлежит к числу видных теоретиков[5], обратившихся в конце 30-х годов к пересмотру вульгарно-социологических концепций, укоренившиеся в советском литературоведении конца 20-х — 30-х годов. Он стремился при постановке теоретических проблем сочетать в анализе формальные и содержательные стороны произведений искусства[6]. В поэтике, которую Виноградов понимал как особую часть общего учения о литературе, он стремился выйти за рамки «лингвистического» подход в пользу широкого синтетического исследования литературных категорий с учётом как опыта мировой литературы, так и мировой эстетической мысли.

Работы И. А Виноградова имели принципиальное значение в развитии марксистского направления в литературоведении. После смерти И. Виноградова его идеи использовались в ряде трудов научного и учебного характера. В 1960-х гг. они получают широкое признание и становятся основой для ряда коллективных трудов.