Виотти, Джованни Баттиста


Джованни Баттиста Виотти (итал. Giovanni Battista Viotti; 12 мая 1755 — 3 марта 1824, Лондон) — итальянский скрипач и композитор, был также директором французских и Итальянских опер в Париже и Лондоне. Ученик Пуньяни, он был самым влиятельным скрипачом между Тартини и Паганини и последним великим представителем итальянской традиции, происходящей от Корелли. Его считают основателем «современной» (19-й век) французской школы игры скрипки, и сочинения оказали сильное влияние на скрипичных композиторов 19-го века[1].

Как композитор, интерес Виотти сосредоточился почти полностью на его собственном инструменте. Его долгий интерес к опере и несколько лет работы в качестве оперного импресарио привёл только к нескольким небольшим ариям и многим песням, написанным для его друзей. Он не писал симфоний (кроме двух симфоний concertantes), и в большей части своих камерных произведений он отдаёт главное место скрипке. Несмотря на многие привлекательные и сделанные со вкусом работы не для скрипки, только скрипичные концерты отражают в полной мере творческий талант Виотти[2]. Среди его учеников такие выдающиеся скрипачи, как Пьер Роде, Михаил Огиньский, Пьер Байо и Родольф Крейцер.

Джованни-Баттиста Виотти родился 12 мая 1755 года в местечке Фонтанетто, близ Крешентино Пьемонтского округа Италии в семье кузнеца. Отец умел играть на валторне и, видимо, пытался обучить этому и сына, музыкальные способности которого были очевидны. Скрипка в Италии в то время была популярным инструментом, и отец купил Джованни скрипку, которую тот стал осваивать самоучкой. Когда ему исполнилось 11 лет, в их деревне поселился известный в тех местах лютнист Джованни, который пытался заниматься с мальчиком, но многого дать не смог. В 1766 году Виотти направился в Турин, видимо для того, чтобы познакомиться с известными музыкантами и начать более серьёзные занятия музыкой. Его первым учителем в Турине был, вероятно, скрипач по имени Антонио Селониэт[2]. Музыкальная жизнь Турина, который был тогда столицей королевства Сардинии, была весьма насыщенной — придворная капелла насчитывала до 30 прекрасных инструменталистов, а первой скрипкой был Г. Д. Пуньяни. Благоприятной для юного музыканта оказалась встреча с неким флейтистом Павио, который представил Виотти епископу Стромбийскому. Тот, заинтересовавшись дарованием скрипача, решил ему помочь и порекомендовал маркизу де Вогера, искавшему «компаньона по учению» для своего 18-летнего сына, принца делла Чистерна. Виотти поселился в доме принца, который и оплатил его обучение у Пуньяни[1].

Уроки Пуньяни превратили Виотти в настоящего мастера скрипичной игры, и с 1775 года он уже принят в оркестр Туринской придворной капеллы, и он оставался там в течение следующих пяти лет. По-видимому, он продолжал работать при Пуньяни, и, должно быть, получил различный опыт, предлагаемый капеллой и оперным театром Турина. Однако, его зарплата была одной из самых низких в оркестре.[2]