Вист (карточная игра)


Вист (англ. Whist — «тихий, спокойный») — командная карточная игра, предшественница бриджа и преферанса. Известна с XVIII века.

Вист появился в Англии в XVIII веке в среде посетителей лондонских кофеен. В течение XIX века правила игры развивались и были установлены свои законы, этикет и техника игры. Вист упоминается в романе Булгарина «Иван Выжигин» (1829), в романе Чернышевского «Что делать?» (1863), в романе Митчелл «Унесённые ветром» (1936) в романе Пушкина «Евгений Онегин» (1833 год) и «Шинель» Н.В.Гоголя, в романе Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» (1838), в романе Ж.Верна «Вокруг света за 80 дней» (1872). В XX веке уступил свою популярность бриджу.

Вист — это игра, играть в которую лучше всего вчетвером, хотя не исключаются варианты игры вдвоём, втроём, впятером или вшестером[1], играющие вместе игроки (партнёры) сидят друг против друга. Известно множество разновидностей виста[1]. Две партии составляют роббер, после каждого роббера партнёры меняются. Партнёрство устанавливается не по желанию, а по жребию: все игроки вытягивают карты из колоды и таким образом определяют, кому с кем играть. Две старшие карты объединяются против двух младших. Тот, у кого самая младшая карта, и сдаёт.

Старшинство карт обычное — от туза до двойки, но козырные туз, король, дама, валет называют онерами, иногда к онерам относят и козырную десятку. Онеры засчитываются так же, как и взятки. За все онеры, имеющиеся у одной стороны, записывается 4 (или 5, если играют с десяткой) понта, за три онера — 3 понта, и т. д. Понты представляют собой фишки договорной стоимости, используемые в карточной игре.

Для игры используется полная колода в 52 карты. Каждому игроку сдаётся по 13 карт. Иногда в вист играют двумя колодами, тогда каждый игрок получает по 26 карт. Колоду снимает противник — игрок, сидящий справа от сдающего. Раздавать карты сдающий начинает с игрока, сидящего слева. Карты раздаются по одной. Свою последнюю карту сдающий переворачивает и показывает всем игрокам — это и будет козырь.

Если сдающий посмотрит козырь раньше времени или покажет эту карту своему партнёру, он лишается возможности сдавать. Во время сдачи запрещается смотреть свои карты и собирать их, и только после того, как сдача окончена и козырь объявлен, можно посмотреть свои карты. Если сдающий сдал карты вне очереди по ошибке, а потом открыл козырь, партия играется, если противники не возражают.