Висхер, Клас Янсон


Клас Янсон Висхер, Клаас Янс Вишер, Николас Иоаннем Фишер, более известный под латинизированным именем Николас Иоаннес Пискатор) (нидерл. Claes Janszoon Visscher; лат. Nicolaum Johannis Pescatorem; 1587, Амстердам — 19 июня 1652, Амстердам) — голландский рисовальщик и гравёр, картограф и издатель гравюр, основатель издательского дома Пискаторов[8].

Клас Янсон Висхер был сыном корабельного плотника Яна Класа Висхера (Фишера). Около 1608 года он переехал жить в дом Оп де Кольк. Его художественные учителя неизвестны, но на основании стилевых аналогий предполагается, что он мог быть учеником Дaвида Винкбонса. В 1611 году он купил дом на улице Калверстрат в Амстердаме[9].

Псевдоним мастера основывается на игре слов: (нидерл. visser — рыбак); лат. piscator — рыбак). Висхер-Пискатор прославился своими так называемыми «историческими гравюрами» с типичными голландскими пейзажами и батальными сценами. Он также опубликовал несколько географических атласов и около двухсот отдельных офортов. Одним из наиболее впечатляющих примеров является издание «Профиль Амстердама» (Profiel van Amsterdam) 1611 года снабжённое гравюрами и текстами.

С 1620 года Висхер составлял географические карты отдельных стран. Для своего первого атласа «Бельгия и Нижняя Германия» 1634 года Висхер использовал гравюрные медные доски от издания атласа «Нижняя Германия» Ван дер Кира (van den Keeres) 1617 года, которые он приобрёл в 1623 году. Помимо карт Ван дер Кира, этот атлас содержал серию военных карт в орнаментальном обрамлении. Этот атлас переиздавался в 1637 и 1645 годах.

Другой атлас Висхера «Контрактарные географические карты» (Tabularum Geographicarum Contractarum) 1649 года. Многие карты, опубликованные Висхером, были награвированы Авраамом Гусом. Наиболее известное издание: «Библия Пискатора» (лат. Theatrum Biblicum, 1650). Пять сотен резцовых гравюр на меди этого издания были изготовлены по рисункам фламандских и голландских мастеров предшествующего поколения[10].

Это издание было необычайно популярно именно из-за своих иллюстраций, которые служили в качестве иконографических источников для многих живописцев, гравёров, художников-декораторов, в том числе и русских стенописцев Костромы, Ярославля и Москвы. В Москву «Библию Пискатора» привозили голландские торговцы. Уже в 1653 году она была знакома русским художникам[11]. Сотни образов, почерпнутых изографами из Библии Пискатора, украсили стены храмов по всей центральной России, от Московского Кремля до Троицкого монастыря, — везде, где работали художники верхневолжского круга.