Витка (приток Нысы-Лужицкой)


Витка (польск. Witka, нем. Wittig), в Чехии — Смеда́[1] (чеш. Smědá) — река в Польше и Чехии, правый приток реки Ныса-Лужицка (Нейсе, бассейн Одры). Длина реки — 51,9 км[2]. Площадь водосборного бассейна — 331 км²[2].

Начинается в Йизерских горах в районе Либерец Либерецкого края Чехии, протекает через Били-Поток[англ.], Гейнице, Распенава, Фридлант. По реке проходит небольшой участок польско-чешской границы[3]. Польский участок реки в Нижнесилезском воеводстве вверху, словно бечевой, перехватывает так называемый Турошовский Мешок[4] (польск. Worek Turoszowski) по топониму Турошув (Turoszów, до 1945 года — Тюрхау, нем. Türchau) — с 1972 года район города Богатыня. Также он известен как Житавский Мешок[5] по топониму Житава (польск. Žitawa) — польскому названию немецкого приграничного города Циттау. Узкий и длинный Турошовский (Житавский) Мешок представляет собой крайний юго-западный кусок польской территории, который тянется на 50 км на юг и своим «дном» упирается в пограничный стык, где сходятся германско-польская и польско-чешская границы[6]. На реке Витка у польского села Недув[англ.] создано водохранилище Недув[польск.]. Оно используется для охлаждения польской ТЭС «Турув»[англ.][6][7]. Впадает в реку Ныса-Лужицка (Нейсе), по которой проходит германско-польская граница, у села Радомежице[англ.].

1 июля 1998 года создан памятник природы «Меандры Смеды»[чеш.] (чеш. Meandry Smědé, категория МСОП — III).

На реке Витка часто происходят наводнения. После проливных дождей 1958 года уровень воды в Смеде поднялся и река подмыла насыпь железной дороги Либерец — Завидув[англ.], введённой в эксплуатацию в 1875 году и проходящей вдоль левого берега реки. 4 июля 1958 года насыпь не выдержала веса проходящего по участку Распенава — Фридлант пассажирского поезда и локомотив 354.1 рухнул в реку[чеш.]. Погибли машинист, кочегар и мальчик (родственник одного из железнодорожников), находившиеся в локомотиве. Во время спасательных работ был смертельно ранен военнослужащий.