Витрувианский человек


«Витрувиа́нский человек» (лат. Homo vitruvianus; итал. L'uomo vitruviano; другие названия: лат. Homo quadratus — Квадратный человек, лат. Domus Aeternus — Вечный Дом) — рисунок выдающегося художника эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, выполненный в 1492 году и изначально известный под названием «Пропорции тела человека согласно Витрувию» (Le proporzioni del corpo umano secondo Vitruvio). Рисунок, выполненный на бумаге пером и чернилами, изображает человека в двух наложенных друг на друга положениях с расставленными руками и ногами, вписанным одновременно в круг и квадрат. Он хранится в Кабинете рисунков и эстампов Галереи Академии в Венеции под номером 228. Размеры рисунка 34,3 × 24,5 сантиметра[1].

Впервые опубликованный в репродукции в 1810 году, рисунок не получил известности до тех пор, пока его не стали воспроизводить в конце XIX века, и неясно, влиял ли он на художественную практику во времена Леонардо или позднее[2]. Рисунок был приобретён Джузеппе Босси, который описал и привёл его в своей монографии о «Тайной вечере» Леонардо да Винчи: «Del cenacolo di Leonardo da Vinci» (1810). В следующем году он использовал отрывок из своей монографии, посвящённый «Витрувианскому человеку», и опубликовал его под названием «Мнения Леонардо да Винчи о симметрии тела человека» (Delle opinioni di Leonardo da Vinci intorno alla simmetria de' Corpi Umani, 1811) с посвящением своему другу Антонио Канове[3].

После смерти Босси в 1815 году «Витрувианский человек» был приобретён в 1822 году вместе с рядом его рисунков галереей Академии в Венеции и с тех пор находится в собрании музея.