Карпаччо, Витторе


Витторе Карпаччо, Витторио Карпатиус, Карпатио, Скарпаца (итал. Vittore Carpaccio, Vittorio Carpathius, Carpatio, Scarpaza, Scharpaza; ок. 1465, Венеция — между окт. 1525 и июнем 1526, Копер, Словения)[9][10] — итальянский живописец раннего Возрождения венецианской школы. Последние годы он прожил в провинции, где его уникальный стиль, выглядевший в то время уже архаичным, всё ещё находил поклонников.

Витторе Карпаччо был сыном Пьетро Скарпацы, торговца мехами, ни дата, ни точное место его рождения неизвестны. Его настоящая фамилия была Скарпаца или Скарпацо, а Карпаччо — это итальянизированная форма латинского «Carpathius» илм «Carpatio», которыми он подписывал свои работы (на венецианском диалекте: VETOR[E] SCHARPAÇO, VETOR SCARPAZO). Похоже, что Скарпаца были родом с острова Маццорбо в Венецианской лагуне и что представители ветви, от которой произошёл Витторе, в XIII веке переехали в Венецию, в приход церкви Сан-Раффаэле-Арканджело в сестиере (районе) Дорсодуро. В конечном счёте, последние исследования утверждают, что дата рождения художника приходится на период между 1460 и 1465 годами; он умер около 1525 или 1526 года[11].

О его ученичестве также ничего не известно, но художественное качество первой известной работы из цикла «История святой Урсулы» (Прибытие паломников в Кёльн, 1490), где присутствует некая юношеская смущённость в технике и художественной форме, позволяет предположить, что Карпаччо в те годы был ещё молод и находился в процессе обучения. Предполагается также, что его учителем мог быть Ладзаро Бастиани, который, как и братья Беллини и Виварини, возглавлял большую живописную мастерскую в Венеции[12].

Сначала Карпаччо работал в манере Альвизе Виварини, но, когда он стал сотрудничать в мастерской братьев Джентиле и Джованни Беллини, то быстро усвоил его стиль и выработал собственный[13]. Самые ранние известные работы Карпаччо зрелого периода — это «Мадонна с Младенцем» (ок. 1488 или 1489) в Mузее Коррер (Fondazione Musei Civici di Venezia) и «Спаситель мира с четырьмя святыми» (ок. 1489 — ок. 1490), принадлежащие Фонду Лучано Сорлини в Карцаго ди Кальваджезе (Брешия). Около 1501—1507 годов он работал вместе с Джованни Беллини в Большом зале Совета во Дворце дожей. Как и многие другие крупные произведения, этот цикл был полностью утрачен во время пожара 1577 года.