Витч-хаус


Витч-ха́ус (англ. Witch House , букв. «Ведьмин Дом»; также известен как Haunted house[1], букв. «Дом с привидениями»; слово «house» также отсылает к музыкальному жанру) — жанр электронной и экспериментальной музыки и цифрового искусства, впоследствии породивший це́лую отдельную интернет-субкультуру; возник на рубеже 2000—2010-х годов[2]. По одной из версий, название впервые в 2009 году шуточно применил Трэвис Эгеди[en] (сценическое имя Pictureplane)[3] для описания музыки, создаваемой им и его соратниками[4][5][6]. Не путать с дарк-хаусом, ответвлением прогрессив-хауса, существовавшим в 2000—2001 годах.

Во всей совокупности витч-хаус несёт в себе нигилистические, деструктивные и «мрачные» настроения, неотъемлемой частью которых являются дух упадка, депрессии и меланхолии[2][7], «размышления о смерти и бессмысленности бытия»[8]. Также витч-хаусу присущи эксплуатация тематики колдовства, шаманизма и чёрной магии[3], преступного, аморального и развратного поведений, романтизация наркотиков[9] и психических расстройств, эстетизация собирательного жанра ужасов (фильмы, фотографии, аниме и манга) и явления так называемого шок-контента, — звуки и/или видео с демонстрацией страданий, пыток, убийств или смерти животных и/или людей, плачей, криков и/или стонов боли[1], отталкивающим и тошнотворным изображением насекомых, религиозных, в частности оккультных ритуальных практик, разного рода травм и прочего[10][11].

Ошибочное представление о том, что тема суицида является нераздельной частью витч-хауса берёт своё начало с 19 августа 2011 года, когда исполнитель Грег Саттан (Greg Sattan), писавший музыку под псевдонимом LOVEDIED, свёл счёты с жизнью, впоследствии его творчество стало «культовым» для жанра[12]. В качестве дани уважения лейбл witch-house.com выпустил альбом-компиляцию Love Never Dies[13], который объединил множество исполнителей и был полностью посвящён Грегу.

Витч-хаус, вопреки частым заблуждениям, не имеет прямого отношения к религии в общем и к сатанизму в частности[11], в отличие, например, от некоторых ответвлений жанра блэк-метал; и оккультные элементы витч-хауса используются скорее как эстетическая эксплуатация: для провокации и подчёркивания общей «мрачности» музыкального жанра[1].