Вкус (эстетика)


Вкус — эстетическая категория, один из предметов изучения эстетики как философской дисциплины. Согласно определению Канта, вкус есть «способность судить о прекрасном»[1] (das Vermögen der Beurteilung des Schönen sei[2]); он, по выражению российского философа В. Бычкова, «органически присущ человеческой природе, как единственно позволяющий актуализовать гармонию человека с Универсумом». Вкус определяется избирательностью, приверженностью какому-то направлению. Эстетический вкус означает наличие предпочтений и собственного мнения о конкретных объектах. Всеядность и неразборчивость означает отсутствие вкуса, причиной которого является недостаточность интереса к данному виду творчества (отсутствие художественного вкуса порождено недостатком интереса к изобразительному искусству, отсутствие вкуса в поэзии порождено недостатком интереса к поэзии и так далее).

Концепция вкуса с самого начала философски соотносится с концепцией чувства удовольствия: эти две концепции фактически рассматриваются как связанные с субъективностью, рассматриваемой в её аспекте склонностей, страстей и симпатий как автономные по отношению к чистой рациональности.

Характеристика субъективности в определении вкуса в основном принадлежит французским моралистам, теории которых были частично модифицированы Юмом, который считал чрезмерным сводить все к предмету, когда здравый смысл учит не только оценке, но и созданию самого художественного произведения.

Ещё одним ограничением субъективистской теории вкуса является мысль Эдмунда Берка, который заметил, что «причина неправильного вкуса — дефект в суждении», тем самым возвращая понятие вкуса к рациональности, а не к сантиментам.

Александр Герард (1728—1795) сравнивает представление о вкусе с представлением о чувстве, оставленном на произвол единственного субъекта, неверно, потому что каждое эстетическое выражение так или иначе связано со своими собственными рациональными и моральными принципами.

«Работа воображения — это принципы, из которых рождаются вкусовые ощущения. То, что они возникают из воображения, не означает, что они фантастичны, воображаемы или идеальны. Они повсеместно производятся силой воображения, что чрезвычайно важно, поскольку влияет на деятельность души».