Владимирская школа живописи


Владимирская школа живописи — термин, обозначающий деятельность группы художников-пейзажистов, проживающих на территории Владимирской области во второй половине XX — начале XXI века. Термин «школа» появился по отношению к их творчеству в связи с общими характерными чертами произведений и родством художественных принципов, по аналогии, например, с «Барбизонской школой живописи».

Основателями Владимирской школы живописи считаются Владимир Яковлевич Юкин (1920—2000) и Ким Николаевич Бритов (1925—2010). Молодые художники познакомились в середине 50-х гг. и активно работали на пленэре, экспонировали свои произведения на областных и республиканских выставках. Позднее присоединился Валерий Григорьевич Кокурин. По экспрессивной манере письма к ним был близок и Николай Алексеевич Мокров. Признанными мастерами называют Валерия Сергеевича Егорова и Николая Николаевича Модорова. Таким образом, сформировалась целая плеяда мастеров, своим творчеством способствовавших становлению и развитию данного направления в искусстве. В традициях владимирской школы живописи работали художники М. К. Лёвин, А. И. Лукин и др.

Тематика произведений ярких представителей Владимирской школы живописи преимущественно связана с древнерусскими городами и русской природой. Они раскрывают перед зрителями широкие просторы России, лиричные закоулки деревень, красоту сохранившихся с давних лет архитектурных памятников. Все их произведения имеют яркую национальную окраску.

Развивая цветовое направление русского реалистического искусства, художники Владимирской школы живописи стремились к передаче звонких, насыщенных, ярких и красочных отношений. Они базировались на передаче своих восторженных впечатлении от окружающего мира. Ради этого они, казалось бы, жертвовали деталями, привычной взгляду завершенностью. Именно поэтому часто о их живописи пишут, что художники владимирской школы живописи склонны к обобщениям и упрошенной, плоскостной трактовке формы и пространства. Именно эти черты побудили даже дать их живописи определение — «декоративность»[1].

Нельзя не отметить, особую популярность технологии живописи, применяемой представителями Владимирской школы живописи. По словам народного художника РФ Валентина Михайловича Сидорова, она вызывала огромное любопытство в художественной среде других регионов России в советское время[2]. Эта технология заключалась в добавлении наполнителя (клей, мел, опилки и т. п.) в грунт, что придавало дополнительную пастозность красочному слою.

«Наше направление в живописи, получившее наименование „Владимирская школа пейзажа“, своими корнями уходит в живопись реалистической школы. Но мы внесли в нее условность русского лубка, отчасти миниатюры, декоративность национального орнамента, свое видение окружающего мира».[3]