Внимание! Волки!


Внимание! Волки!советский рисованный антифашистский мультипликационный фильм-памфлет, снятый в 1970 году на студии «Союзмультфильм» режиссёром Ефимом Гамбургом по сценарию, написанному Лазарем Лагиным по мотивам собственной повести «Белокурая бестия».

Мальчик, воспитанный волками, был найден в альпийских горах. В приюте он снова становится человеком, но не забывает до конца животные повадки. Будучи на экскурсии в зоопарке, мальчик, вспомнив прошлое, возвращает в клетку сбежавшего волка. О его подвиге пишут газетные статьи, прочитав которые, мальчика похищают неизвестные лица с целью создания из него бессердечного человека-волка[1].

Несмотря на то, что от студии «Союзмультфильм» постоянно требовали современную тему, производство политических памфлетов каждый раз запускалось с трудом. Взявшийся за экранизацию антифашистской ленты «Внимание! Волки!» по мотивам повести писателя-фантаста Лазаря Лагина «Белокурая бестия» режиссёр Ефим Гамбург проклял всё. Литературный сценарий утверждён не был, и Гамбургу пришлось писать три режиссёрских варианта. В подготовительный период съёмочная группа была запущена без оператора и художника. По ходу работы приходилось менять съёмочные решения. В уже готовый фильм пришлось вносить монтажные правки по требованию Главка. Лента получила вторую категорию, что не могло считаться ни провалом, ни успехом[5].

В 1971 году на страницах журнала «Советский экран» Лазарь Лагин рассказал о том, что ему посчастливилось работать с преданным делу сатиры режиссёром-первопроходцем жанра политического памфлета в мультипликации Ефимом Гамбургом, в результате чего появилась антифашистская мультипликационная лента «Внимание! Волки!»[6].

Сергей Асенин в своей книге 1986 года «Мир мультфильма» отнёс антифашистский фильм-памфлет «Внимание! Волки!» к числу фильмов главного жанра в творчестве режиссёра Ефима Гамбурга — сатиры[7].

В 2002 году Наталья Кривуля на страницах своей книги «Лабиринты анимации» отметила, что под маской вечных тем в фильме «Внимание! Волки!» предстают злободневные проблемы современности, а реальность предстаёт в историко-культурологической перспективе[8]. Сам фильм ориентирован на поэтику и эстетику псевдодокументализма, в нём представлен выступающий в качестве антитезы в отношении традиционного мультипликационного движения его гиперреальный тип, когда, основываясь на принципе эклера, производится «удвоение» движений реальных актёров, со стилизацией и заострением экспрессивности их характера[9].