Внутреннее Японское море


Внутреннее Японское море (яп. 瀬戸内海 Сэто-Найкай, букв. «Внутреннее море-пролив») — море в составе Тихого океана. На севере и востоке омывает западную часть южного берега острова Хонсю, на юго-западе — берег Кюсю, на юге — берег Сикоку. На западе через пролив Каммон (пролив Симоносэки) соединяется с Японским морем, с Тихим океаном соединяется через проливы Хаясуи и Бунго на юго-западе, и Кии и Наруто на востоке[1].

Внутреннее Японское море представляет собой систему проливов и морских бассейнов, включает в себя плёсы Харима-Нада, Бинго-Нада, Хиути-Нада, Аки-Нада, Иё-Нада, Суо-Нада. Площадь моря составляет примерно 18 000 км²[2]. Длина с запада на восток 445 км[3], ширина с севера на юг от 15 до 55 км. Море в основном мелководное, средняя глубина составляет 20-60 м[3]. Максимальная глубина — 241 м[3]. Солёность воды 30—34 [3]. Средняя температура поверхности воды в августе составляет около 27 °C, в феврале — около 16 °C. Береговая линия Внутреннего Японского моря сильно изрезана. В большом количестве присутствуют бухты и острова, последних около 1000. Крупнейшим островом моря является Авадзи. Дно покрывают илистые пески с вкраплениями гальки и валунов[1][2].

Регион Внутреннего Японского моря с древности играл важнейшую транспортную роль. Быстрая индустриализация и рост населения, начавшиеся в период Мэйдзи, сделали регион Внутреннего моря одним из ключевых промышленных центров современной Японии. Следствием этого стала серьёзная угроза окружающей среде. 16 марта 1934 года был образован национальный парк «Сэто-Найкай»[1].

Считается, что современное Внутреннее Японское море образовалось в результате таяния ледника 12-10 тыс. лет назад и поднятия уровня мирового океана, воды которого затопили равнинные земли между регионами Тюгоку и Сикоку.

Уже с неолитических времен Внутреннее Японское море использовалось как главная транспортная артерия, связывавшая остров Кюсю с регионом Кинки. В исторические времена значение моря возросло — по нему передавались в Японию достижения Китайской цивилизации. Даже после создания дороги Саньо, Внутреннее Японское море оставалось главным транспортным путём.

Благодаря своему выгодному географическому положению и концентрации товарооборота, море издавна привлекало местных властей. В XII веке самурайский лидер Тайра-но Киёмори перенес столицу страны из Киото на берег Внутреннего моря в район современного города Кобе.