Внутрикадровый монтаж


Внутрикадровый монтаж (фр. montage) видео- или аудиоматериала — принцип построения одного монтажного кадра (или отрезка фонограммы), предусматривающий, в отличие от межкадрового монтажа, такое соединение его элементов, когда действие разворачивается в пределах одного плана и не требует дополнительных склеек[1]. Представляет собой разные приёмы, которыми пользуется кинооператор в течение одного кадра: «переход фокуса», «панорама», «наезд», «отъезд», «движение камеры»[2]. Считается, что внутрикадровый монтаж — это результат работы оператора с камерой в течение съёмки одного кадра, от запуска камеры до её остановки[3]. Внутрикадровый монтаж присутствует в протяжённых по времени кадрах, которые наполнены какими-то событиями.

Внутрикадровый монтаж появился исторически раньше межкадрового, поскольку первые немые киноленты целиком снимались одним кадром неподвижной камерой. В павильоне ставился аппарат, зажигался свет, и перед объективом камеры разыгрывалась актерская сцена, как в театре. При этом принципы кинематографа почти ничем не отличались от театральных постановок, когда всё действие происходит на одной сцене на фоне тех же декораций: в сущности, это был театр перед объективом. Не только в игровых фильмах, но и в первом документальном короткометражном фильме 1896 года «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер был использован внутрикадровый монтаж.

В эпоху расцвета немого кино шедевром внутрикадрового монтажа стал фильм Ф. В. Мурнау «Последний человек» (1924), снятый оператором Карлом Фройндом.

Возврат к внутрикадровому монтажу и его дальнейшее развитие начинается в тридцатые годы XX столетия с приходом звука в кинематограф. Именно тогда технологические ограничения синхронной съёмки поставили режиссёров перед технической и экономической необходимостью перейти от монтажа фильмов короткими кадрами к монтажу длинными, протяжёнными во времени планами. Иного пути развития у кинематографа не было[уточнить]. Тогда техника и технология записи и озвучивания принудили режиссёров встать на дорогу освоения новых возможностей экрана[стиль].