Водоходъ


«Водохо́дъ» (ООО «ВодоходЪ») — крупнейшая[4] круизная компания и туристический оператор России[5]. Основана 18 февраля 2004 года.

Входит в тройку крупнейших компаний российского рынка речных круизов[6], на 2018 год охватывавших 80 % пассажиропотока[7]. По результатам исследования, проведённого изданием Cruise Market Report в 2020 году, компания «Водоходъ» занимает первое место в России с 33,8 % долей рынка[8] и третье — в Европе[9]. В 2022 году доля «Водохода» в общем пассажиропотоке внутри страны составила около 37,5 %[10].

Предшественником компании «Водоходъ» является туристический оператор ООО «Волга-Флот-Тур», созданный в 1999 году как дочернее предприятие Волжского пароходства[11]. В 2001 был открыт московский филиал компании «Волга-Флот-Тур», которая организовывала речные круизы для российских и зарубежных туристов. В 2004 московский филиал ООО «Волга-Флот-Тур» был преобразован в самостоятельную компанию ООО «ВодоходЪ»[12], впоследствии объединившую в себе три подразделения Волжского пароходства: «Водоходъ-Санкт-Петербург», самарский филиал «Волга-Флот-Тур» и центральный офис нижегородского «Волга-Флот-Тур Центр».

В 2008 году предприниматель Владимир Лисин приобрел 80 % акций материнской компании Volgo-Balt Transport Holding (VBTH), которая вошла в состав его транспортного холдинга Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding)[13].

В 2011 году была произведена реорганизация UCL Holding[14]: ООО «Волга-Флот-Тур» и ООО «Водоходъ-Санкт-Петербург» были присоединены к ООО «Водоходъ»[15]. В 2011—2012 годах весь круизный флот Волжского пароходства перешёл в собственность ООО «Водоходъ»[16], благодаря чему туристический оператор речных круизов стал крупнейшей судоходной компанией России, осуществляющей речные круизные перевозки пассажиров[4].

В 2017 произошло разделения активов VBTH между собственниками. Владимир Лисин консолидировал 100 % акций холдинга, передав в обмен миноритариям, Ришату Багаутдинову и Владимиру Касьяненко, компанию ООО «ВодоходЪ»[17]. С этого момента «Водоходъ» расширяет географию круизных маршрутов на теплоходах и пассажирских перевозок малым водным транспортом, планомерно занимается переоборудованием и модернизацией теплоходов, строительством судов нового поколения, внедрением в речную отрасль инновационных технологий. На 2023 год штат компании насчитывает около 3000 человек[12].