Военно-воздушные силы Швеции


По состоянию на 2016 г. численность личного состава — 2700 чел., налёт лётчиков: 100-150 часов/год[1]. На вооружении находится 165 боевых и 102 вспомогательных самолётов, 54 вертолёта.

Военно-воздушные силы Швеции были образованы 1 июля 1926 года путём объединения авиационных подразделений, имевшихся к тому моменту в шведской армии и военно-морских силах. Накануне и во время Второй мировой войны ВВС были значительно увеличены и к 1945 году располагали примерно 800 самолётами.

После завершения войны Швеция закупила за рубежом самые современные боевые самолёты на тот момент (P-51 «Мустанг», Де Хэвилэнд «Вампир»), одновременно развивая собственную авиационную промышленность. В 1951 году на вооружение поступил реактивный истребитель Сааб 29 «Туннан», не уступавший по характеристикам лучшим самолётам того времени — советскому МиГ-15 и американскому F-86 «Сейбр».

В 1950-е годы началось строительство шоссе, пригодных для использования в качестве взлётно-посадочных полос (идея, заимствованная у Германии). На 1957 год ВВС Швеции находились на четвёртом месте в мире по количеству самолётов.

За время своего существования шведские ВВС принимали участие в двух вооружённых конфликтах. В ходе советско-финской войны 1939—1940 гг. в Финляндии базировалась добровольческая эскадрилья, участвовавшая в боевых действиях против советской авиации. С 1961 по 1964 год шведская эскадрилья находилась в составе миротворческих сил ООН в Конго (ONUC) и привлекалась к ударам по объектам катанжийских сепаратистов.

Шведские ВВС придерживается традиций флота. В том смысле авиафлотилия соответствует авиакрылу/авиаполку, авиадивизион — эскадрилье, авиагруппа — авиазвену.