Военно-учебные заведения


Военно-уче́бные заведе́ния или Военные учебные заведения — учреждения военно-профессиональной подготовки кадров для вооружённых сил.

Достоверных сведений о подобных заведениях у образованных народов древнего мира до настоящего времени не дошло, но их значительные, грамотно организованные и устроенные вооружённые силы (войско, армия, флот, армада) дают основания предполагать, что некое подобие учреждений военного воспитания существовало и тогда. Подготовка офицерских кадров как систематическое явление на постоянной основе в специализированных учреждениях имела место уже в Древнем Риме.

В Средние века воспитание благородного юношества ограничивалось обыкновенно поручением его в звании пажа или щитоносца какому-нибудь знаменитому рыцарю, который обучал его верховой езде и всем видам фехтования; существовали для этого также особые «Рыцарские академии», впервые возникшие в Неаполе и перешедшие оттуда во Францию и Англию. Этого исключительно физического воспитания было достаточно, чтобы потом отличаться на ристалищах, поединках и битвах, решавшихся в то время личною силою, ловкостью и отвагою. Изобретение огнестрельного оружия и происшедшее вследствие того формирование войска из наёмных или вербованных дружин послужило первым поводом к усовершенствованию военного воспитания. Дворяне должны были поступать в новые, регулярные войска; но для получения офицерских должностей требовалось уже гораздо больше подготовки, например, уменье действовать из орудий и мушкетов, оборонять и атаковать укрепление и тому подобное. Так как артиллеристы и инженеры того времени составляли особые цеха, хранившие своё искусство в тайне, то сами правительства принимали на себя заботу о подготовке офицеров.

Уже с начала XV века появились в Итальянских государствах так называемые «школы полководцев», между которыми особенно славилась школа Alberico Barbiano. У венецианцев в начале XVI века были артиллерийские школы; по их примеру Карл V учредил такие же школы в Бургосе и на острове Сицилии. В начале XVII столетия возникли в Германских государствах Германо-римской империи и Дании так называемые рыцарские академии, в которых, кроме верховой езды и гимнастики, преподавались начала математики, черчение, фортификация и артиллерия. Большинство дворян должно было, однако, начинать службу рядовыми и стараться заслужить первый офицерский чин на поле сражения.