Возвышенное


Возвы́шенное — одна из центральных категорий эстетики, характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения.
«Возвышенное» как эстетическая категория означает нечто осознаваемое, что дает нам впечатление величины, возможно даже святости, выходящее за рамки красоты. Поэтому возвышенное зачастую сопряжено с чувством недоступности, необъятности. Оно вызывает изумление, связанное с благоговением и/или страхом.
Различие между возвышенным и красотой является, по-видимому, западной проблемой, восточная философия, в частности китайская философия, не знает подобного различения.

В античности Возвышенное было характеристикой стиля ораторского искусства.
В Поэтике Аристотеля Возвышенное также играет большую роль. Возвышенный стиль используется в античной риторике в рамках так называемого «Учения о трёх стилях» (Genus Grande).
Первое известное исследование Возвышенного приписывается Псевдо-Лонгину «О Возвышенном» (греч. Περί ΰψους). Предполагается, что данное произведение было написано в 1-ом веке нашей эры, хотя его происхождение и авторство сомнительны. Для Псевдо-Лонгина Возвышенное это прилагательное, которое описывает величественную, благородную мысль или язык, особенно в контексте риторики. Таким образом, Возвышенное внушает трепет и благоговение, с присущей ему силой. Трактат Псевдо-Лонгина примечателен своими ссылками не только на античных авторов, таких как Гомер, но и на библейские источники, например Книгу Бытия.
Этот трактат был вновь открыт в XVI веке, и его последующее влияние на эстетику как правило связывают с переводом на французский Николя Буало-Депрео в 1674 году. На русском трактат «О Возвышенном» был издан в 1803 году.

Вопрос о концепции Возвышенного (отдельной от концепции Красоты) как эстетического качества в природе был впервые поставлен в XVIII веке в трудах Энтони Эшли Купера Шефтсбери и Джона Денниса (1685—1734, английский критик и драматург), выражающих понимание пугающей и иррациональной сущности природы, а также в синтезе концепций о Возвышенном Джозефа Аддисона в его журнале «Spectator». Все три англичанина в течение нескольких лет путешествовали в Альпах и комментировали в своих трудах ужас и гармонию этого опыта, показывающего разнообразие эстетических качеств.

Джон Деннис был первым, кто в 1693 году опубликовал в журнале Miscellanies (англ. альманах, сборник) свои комментарии к описанию путешествия через Альпы, где, в отличие от его прежних чувств к красоте природы как «delight that is consistent with reason» (англ. «восторг, который согласуется с разумом»), опыт этого путешествия был с одной стороны приятен глазу, как музыка уху, но с другой «mingled with horrors, and sometimes almost with despair» (англ."смешивались с ужасом, а иногда почти с отчаянием").